Аккорд 1 лад все струны

Аппликатуры аккордов для гитары

Базовая таблица аккордов:

Аккорды A (Ля)

Аккорды C (До)

Аккорды D (Ре)

Аккорды E (Ми)

Аккорды F (Фа)

Аккорды G (Соль)

Аккорды H или B (Си)

А, B, C, D, E, F, G, (H) – ничего не напоминает? Правильно, это первые буквы латинского алфавита, которыми с Х века принято обозначать ноты и аккорды для гитары. А – это ля, С – до, D – ре, E — ми и т.д. Обратите внимание, что буквами H и B обозначается одна и так же нота Си, но в современной музыкальной литературе B чаще относится к си-бемоль.

Аппликатура — это схема аккорда на гитарном грифе. Здесь первая струна находится вверху, а цифрами пронумерованы лады. Красные точки обозначают места, в которых необходимо прижимать струны, чтобы получился конкретный аккорд.

Красная линия на аппликатуре означает, что для аккорда вам понадобиться барре. Например, в случае аккорда F (Фа мажор) вы должны будете прижать указательным пальцем левой руки все струны на I ладу грифа.

Барре: тяжело в ученье – легко в бою!

Это отнюдь не простой прием – для того, чтобы аккорды у вас звучали, придется попотеть. Но сложного в барре ничего нет – несколько дней упорных тренировок, и (о чудо!) ваша левая рука приобретет необходимую силу. К тому же для облегчения игры на высоких ладах всегда можно использовать каподастр – специальное приспособление, которое зажимает все струны на выбранном вами ладу.

Левая рука: откуда берется звук?

При игре на гитаре огромное значение имеет техника звукоизвлечения. Что касается левой руки, усилие должно присутствовать только на кончиках пальцев, поэтому не нужно зажимать гриф в кулак и напрягать руку. И если вначале игра на гитаре будет вызывать у вас некоторый дискомфорт, то со временем ваши пальцы привыкнут – и вы сможете лучше сосредоточиться на музыке.

Существует как минимум два способа переходов между аккордами. Схематическое изображение аккордов от разных нот может быть идентичным с добавлением барре. Заметьте, что базовые аппликатуры аккордов E и F (ми и Фа мажор) являются одинаковыми за исключением того, что во второй есть барре. Так же обстоят дела с аккордами Am и, к примеру, Cm, C, D и т.д. Поэтому первый способ перехода заключается в том, что позицию пальцев левой руки менять не надо – достаточно переместить ее по грифу в нужное место. Такой подход применяется при цепочке аккордов, к примеру, Hm(II) – C#m(IV) – Em(VII) и т.д. Но в то же время, аккорд Em можно сыграть и в открытой позиции. В этом и заключается второй способ перехода – вам придется менять расположение пальцев на грифе.

Для того чтобы научиться плавно менять аккорды, необходимо искать точки прижатия струн, одинаковые для каждого из них. К примеру, при переходе с Am на Dm это будет нота Ля, которая берется на II ладу 3-й струны. Впрочем, вы уже знаете, все дело в регулярных занятиях – уже через некоторое время ваши пальцы будут сами становиться на нужные лады.

Источник

Соответствие аккордов и ладов, аккордо-ладовая взаимосвязь

Не углубляясь в дебри теории и гармонии, связь аккордов и ладов очень проста и очевидна. Все, что нам нужно — это иметь общую отправную точку для аккорда и лада. И такая точка — это тоника. Теперь весь алгоритм вычленения связи аккордов и ладов сводится к построению тонического созвучия в выбранном ладу.

Если открыть учебник по теории музыки, то можно найти классическое определение аккорда:

Аккорд — это созвучие из трех и более звуков, которые можно расположить по терциям.

Хочу обратить ваше внимание на то, что тоническое созвучие не всегда может иметь терцовую структуру. Не вникая сейчас, почему и зачем, будем строить созвучия из трех и четырех звуков. (Мне кажется все эти созвучия, трезвучия… немного страшновато звучат, но если вдумываться в слова, то все становится очевидно.)

Давайте возьмём для примера F (Фа) и построим от неё несколько ладов:

1. Мажорный лад. Это наше все! 15 веков формирования диатоники + пять веков освоения того, что сформировали. F G A Bb C D E — так выглядит Фа мажорный лад. Теперь через одну ноту (в данном случае — по терциям) строим аккорды и получаем: F A C — Фа мажорное трезвучие (F) и F A C E — Фа большой мажорный септаккорд (Fma7).


2. Дорийский лад. Пользуясь одним из описанных ранее способов, получаем — F G Ab Bb C D Eb. Аккорды: F Ab C (он же Fm) и F Ab C Eb (Fm7).

3. Миксолидийский лад. F G A Bb C D Eb. Аккорды: F A C (тоже Фа мажорное трезвучие) и F A C Eb (F7).


4. А вот это уже интереснее: лад называется Цыганская мажорная гамма, и ноты от Фа будут следующими — F Gb A Bb C Db E. Это один из настоящих народных ладов. Причем, имен у него очень много. На википедии можно найти статью про него. Аккорды: F A C (трезвучие F) и F A C E (Fma7).

Читайте так же:  Лада ларгус ремонт замка двери водительской


5. Ивато (Iwato) — на одном из гитарных сайтов так называют обращение японского лада. Очень колоритно звучит и имеет несколько сюрпризов. F Gb A# B Eb. Аккорды: F A# Eb и …. пожалуй все, нот то всего 5. Невозможно построить 4-х звучные аккорды. Хотя со мной можно поспорить… В первый раз Ивато я услышал у Стива Вая в одном из обращений.

Как вы видите, одному аккорду может соответствовать несколько ладов, причём, совершенно разных. С другой стороны, в качестве тоники могут быть разные типы аккордов для одного и того же лада. Очень важно понимать, что трезвучие — это не септаккорд. В тоже время, в качестве тоники может быть и не терцовое созвучие вовсе.

Другими словами, если сейчас звучит Фа мажорное трезвучие, то поверх можно сыграть: Мажорный лад, Миксолидийский, цыганскую мажорную гамму и многие другие (можно послушать в треке ниже). Но условия использования и звучание у всех будет различным.

О том, какие есть способы правильно выбрать лад, мы поговорим в другой раз. Здесь я только хотел показать как связаны между собой лады и аккорды.

Чувствуйте себя свободно спросить что-либо в комментах, делитесь статьей в ваших любимых соц. сетях!

Источник

Как читать аппликатуры аккордов: в помощь начинающим

Аппликатура аккорда – это порядок расположения пальцев. Другими словами говоря, какие струны прижимать, на каких ладах и какими пальцами, чтобы взять аккорд. Аппликатура указывается в нотной записи (нотах), а также изображается при помощи специальных схем – в виде аккордовых сеток.

Если «сетки» для вас – это пока «китайская грамота», прочтите эту статью. Из неё вы узнаете, как читать аппликатуры аккордов для шестиструнной гитары (схематическое отображение грифа, различные обозначения, виды сеток).

Зачем вообще это нужно для начинающих играть на гитаре?
Возможно, вы ещё не знаете нот, а может и не собираетесь их изучать в принципе, но желаете играть, исполнять любимые песни. И вот в песеннике наверняка вы увидите аккорды не в нотной записи, не в табах (табулатуре), а именно в сетках. Да и ваши товарищи-гитаристы уже с опытом нарисуют вам, скорей всего, аппликатуры именно в таком виде (в сетках), если вы попросите показать, как играется какая-нибудь песня. А ещё во многих гитарных учебниках, самоучителях – тоже аккордовые сетки.

Так что уже на начальном этапе обучения на гитаре желательно разобраться, как правильно читать аппликатуры.

Итак, начинаем занятие. Для освоения схем вам понадобится любая гитара – акустика или электрогитара.

Основа – линии, изображающие гриф

Основа аккордовой сетки – это схематическое изображение грифа. Как правило, в вертикальной проекции – то есть, когда гитара в вертикальном положении.

Во многих нотных редакторах, онлайн-песенниках, учебниках, обучающих статьях в аккордовых схемах гриф отображается именно вертикально. Наиболее распространённый вариант изображения. Но также есть разновидности сеток с горизонтальным положением грифа. О них подробней во второй части статьи.

Шесть вертикальных линий – это струны. По порядку слева направо: от 6-ой (самой толстой) до 1-ой (самой тонкой), как вы и видите гриф на фото.

Горизонтальные линии – это лады (или ладовые порожки, установленные на поверхности грифа). Жирная горизонтальная линия вверху – это «нулевой» лад (как точка отсчёта), или верхний порожек гитары.

При пересечении линий (вертикальных и горизонтальных) образуются прямоугольники – ладовое пространство (между ладовыми порожками – где и прижимаются струны). Почему и называют эту схему аппликатуры аккордов – «сетка».

Как отображается аккорд

Точками (или кружочками) в схеме обозначается – какую струну на каком ладу нужно прижать.

Давайте разберём эту схему для гитары – как читать её:

На примере, Dm (ре минора). Название аккорда указывается вверху в буквенно-цифровом обозначении.

  • Смотрим, первую точку (сверху вниз) – она расположена на 6-ой линии. По схеме – это значит первая струна (самая тонкая).
  • Какую струну прижимать, мы определили. Теперь узнаем, на каком ладу.
  • Точка на 1-ой струне между «нулевым порожком» и первой горизонтальной линией. Это 1-ый лад.
  • Теперь соединяем «координаты» на грифе: исходя из схемы в аккорде, нужно прижать 1-ую струну на 1-ом ладу.

Определяем следующую точку:

  • Расположена на 3-ей струне (если по счёту слева направо – это 4-ая вертикальная линия).
  • Нужно прижать на 2-ом ладу, потому что точка расположена между 1-ой и 2-ой горизонтальной линией (пространство второго лада).
  • Получается: 3-ую струну нужно прижать на 2-ом ладу.

И последняя точка (палец) в аккорде:

  • Точка на 2-ой струне (соседняя слева от 1-ой линии).
  • А лад по счёту – 3-ий (между 2-ой и 3-ей горизонтальной линией).
  • Значит, схема показывает, что нужно прижать 2-ую струну на 3-ем ладу.

Но это ещё не всё. Взгляните на аппликатуру ещё раз. Обратите внимание на значок, над линией, обозначающей 4-ую струну (над сеткой).

Это символ «o» – означает то, что струна, над которой он изображён, звучит в аккорде открытая. Не прижимается на ладах.

А символ «X» – это значит, что струна не звучит в аккорде либо приглушается.

В форме Dm, которую мы разбираем «X» над 6-ой и 5-ой струной – они в аккорде не звучат.

Теперь прочитаем всю аппликатуру для аккорда Dm:

  • 1-ая струна прижимается на 1-ом ладу;
  • 3-я – на 2-ом ладу;
  • 2-ая – на 3-ем ладу;
  • 4-ая – открытая (отмечена символом «o»);
  • 6-ая и 5-ая – не звучат (над линиями символ «x»).

Так выглядит аккорд в вертикальном положении – как мы его представляем в сетке. Но вам, конечно, гитару так ставить не нужно. Фото для наглядности, чтобы понять проекцию схемы.

Читайте так же:  Не горит один дхо лада гранта

Ну а так уже выглядит аппликатура Dm из сетки (которую мы разобрали) в привычном для нас положении гитары (горизонтальном).

Возможно, у вас уже возник вопрос – а как понять, каким именно пальцем какую струну прижимать? Ведь могут же быть варианты – безымянным или мизинцем, средним или безымянным и т.д.

Это очень важный момент. И сейчас подробно поговорим об обозначении пальцев в сетке.

Каким именно пальцем прижимать струну

Пальцы левой руки в аппликатуре для гитары обозначаются цифрами:

  • 1 – указательный
  • 2 – средний
  • 3 – безымянный
  • 4 – мизинец
  • T – большой палец

И в сетке также пальцы указываются цифрами. Есть два варианта обозначения:

1. В кружочках (точках):

  • точка 2-ая струна, 1-ый лад с «1» – значит нужно прижать указательным пальцем.
  • точка 3-ая струна, 2-ой лад – «3» – прижимается безымянным
  • точка 4-ая струна, 2-ой лад – «2» – средним

2. Цифры под сеткой:

Пальцы цифрами указываются под сеткой напротив струн, которые прижимаются в аккорде.

  • «1» под линией 2-ой струны – прижать указательным.
  • «3» возле 3-ей струны – безымянным.
  • «2» возле 4-ой струны – средним.

Если цифры не указаны

Есть и сетки, в которых пальцы не обозначаются. Указываются только точки. В таком случае, необходимо выбирать максимально удобный вариант постановки. Разбираете аппликатуру – и расположение звуков обычно подсказывает верное решение, каким именно пальцем лучше прижимать ту или иную струну.

Ну а в дальнейшем, изучив базовые, стандартные минорные, мажорные аккорды, септаккорды и др., для них вы уже будете применять аппликатурные шаблоны в позициях (на разных ладах) автоматически. Особо не задумываясь, какими пальцами струны прижимать. Достаточно будет лишь взглянуть на сетку.

Если один и тот же палец на 2-3 точках в сетке

Если один и тот же палец указан в аппликатуре для нескольких струн – соответственно именно этим пальцем и нужно прижать эти струны. Есть такие аппликатуры.

E5: «1» для двух струн: указательным прижимаются 5-ая и 4-ая.

Этот аккорд используется в About A Girl группы Nirvana. Подробный разбор этой песни здесь.

С: «3» на трёх струнах: безымянным прижимаются 4-ая, 3-ая и 2-ая

В сетке буква «T»

Если «T» – в аппликатуре используется большой палец. Именно так он и обозначается, не цифрой, а буквой (см. схему левой руки выше).

Например, схема F13b9 – сложный аккорд на пять пальцев. Большим (T) – прижимаем 6-ую (басовую).

Дополнительные обозначения

Звуки аккорда

В более подробном варианте схемы ещё добавляются и звуки аккорда латинскими буквами (под сеткой). На какой струне какая нота.

К примеру, для E (ми мажора):

  • 6-ая струна (открытая) – E (ми)
  • 5-ая – B (си)
  • 4-ая – E (ми)
  • 3-ая – G# (соль-диез)
  • 2-ая (открытая) – B (си)
  • 1-ая (открытая) – E (ми)

Основной звук

Основной звук аккорда (основной тон, тоника) в сетках иногда выделяется цветом или как-то графически.

Допустим, в D (ре мажоре) – это звук ре. По аппликатуре основной тон на открытой четвёртой (символ «o») и на 2-ой струне, 3-ем ладу (точка) выделен цветом.

Какой лад

Аппликатура аккордов в других позициях, т.е. на других ладах, изображается обычно с номером лада.

E7 (ми мажор септаккорд) на 5-ом ладу, или в V-ой позиции:

Как понять аппликатуры в другой позиции, если лад цифрой не указан?

В таком случае отсчёт ведётся по сетке от «нулевого» лада (порожка).

В качестве примера, рассмотрим Bm6:

Как видите, цифры слева нет. Считаем сверху вниз от порожка лады до первой точки: первый, второй и на третьем прижимается вторая струна.

Значит по аппликатуре – Bm6 на 3-ем и 4-ом ладу.

Как в сетках обозначается баррэ

Для аккордов с барре в сетке используется жирная линия, обозначающая прижатие на ладу всех струн или нескольких (в зависимости от аккорда).

Если в точках указываются пальцы цифрами, то и в линии баррэ тоже обозначается палец. В стандартных формах – это «1» (указательный).

Без цифр в точках – просто линия на ладу. Или же цифрами пальцы под сеткой. Для струн, которые прижимаются приёмом баррэ, указывается «1» (указательным).

Малое баррэ изображается аналогичным образом – сплошной линией. Струны, которые не прижимаются, не звучат, отмечаются символом «X».

Другие виды сеток

Как уже и говорилось в начале статьи, есть сетки с видом грифа в вертикальном положении, а есть и в горизонтальном. Рассмотрим второй вид: как читать аппликатуры аккордов в такой проекции.

Стоит отметить, что принципиальной разницы нет. Различия лишь как в книжной и альбомной ориентации листа. Примерно так.

1 вариант: порожек справа, вид на гриф со стороны

Отображение как вы обычно видите гриф на фото, видео. Отсчёт ладов получается справа налево.

Горизонтальные линии – это струны. Верхняя – 6-ая (самая толстая). Вертикальные линии – лады.

2 вариант: сверху вниз

Проекция – как вы видите гриф, смотрите на него, когда берёте аккорд (как в игре от 1-го лица).

Горизонтальные линии – струны. Вверху 1-ая (самая тонкая).

Отсчёт ладов слева направо. Порожек (нулевой лад) слева.

О других аппликатурных схемах для гитарных аккордов вы можете узнать здесь (вторая часть статьи).

И на этом завершаем статью. Добавляйте её в закладки и используйте как шпаргалку. Если вдруг с какой-то аккордовой сеткой вам будет сложно разобраться. Главное – запомнить принцип построения схемы и обозначения. И тогда любую аппликатуру вы будете чётко и быстро представлять на грифе. Успехов в изучении!

Источник

Оцените статью