Бас гитары без ладов

История безладового баса

Наверное, многие бас-гитаристы, или даже большинство, мечтает хотя бы попробовать поиграть на безладовом басу. Те, у кого такой бас имеется, чаще всего используют его в качестве дополнения к стандартному. А некоторые же, наоборот, предпочитают безладовую бас-гитару стандартному инструменту. А Вы задумывались когда-нибудь как и когда появился этот самый безладовый бас? Пришло время заглянуть на страницы истории этого прекраного инструмента. Как известно, толком не известно когда же все таки и кем был сконструирован безладовый бас. На сегодняшний день есть две основные версии его появления.

Первая версия появления безладовой бас-гитары. Согласно ей, безладовую бас-гитару изобрел не кто иной как кто. Правильно! Джако Пасториус. После того, как великий Джако отточил свое мастерство на стандартном Fender Jazz Bass 1962 года, в 1969 или в 1970 году ему захотелось какого-то нового «фирменного» звука. Тогда он решил достать лады из своего баса, получившиеся канавки замазал эпоксидной смолой, затем полакировал накладку грифа. Вот так вот и получил великий Джако свой «фирменный» звук, при этом став приписывать себе изобретение безладовой бас-гитары. Но так ли было на самом деле? А вот этого никто толком не знает. Но есть еще одна версия.

Вторая версия кажется более правдоподобной. Согласно ей первым широко известным басистом, игравшем на безладовом басу, был Билл Уаймэн (Bill Wyman) из The Rolling Stones. Сконструировал он ее как минимум в 61 году двадцатого века, а то и раньше. Причем, как и в первой версии Джако, из обычного стандартного ладового инструмента. Вот, что говорит сам Билл в интервью по этому поводу: «Я играл в ритм-н-блюзовой группе в 1961 году, тогда то я и купил его (бас) у одного парня — знакомого нашего барабанщика. До этого я играл на двух нижних струнах одной совершенно нестройной простой электрогитары, так что был жутко рад заполучить «настоящий» бас, который, к сожалению, оказался чертовски ужасным! Он дребезжал на каждой ноте — до того лады были старые и проточенные струнами. Я подумал, что вытащу их все и потом раздобуду и поставлю новые. Но когда я попробовал сыграть на безладовом грифе, звук получился реально приличным. Вот и не вставил новые лады, так что, я думаю, это и был первый безладовый электробас. Я использовал его на записи каждого альбома «Камней» и большинства синглов вплоть до 75-го года. Даже не подключенный этот бас замечательно звучит — у него есть собственный звук!»

Прошло еще несколько лет, прежде чем производство безладовых бас-гитар стало серийным. И началось все с компании Ampeg, которая в то время выпустила первую коммерческую партию безладовой бас-гитары AUB-I (или по другому Aubi). Ныне эта компания более известна своими отличными усилителями, нежели инструментами. И совсем скоро после выхода этой модели многие басисты были замечены с «безладами». Учитель Джако Пасториуса (по его же словам) Бернард Одум также не пренебрег обзавестись безладовой моделью.

А так ли важно нам знать кто первым изобрел такой бас (без ладов имеется ввиду)? Ведь если бы его не популяризировали, то он бы так и остался незамеченным. Следовательно, встает вопрос о том, кто ж его популяризировал. Ну а тут уже можно с уверенностью сказать, что виновником популяризации безладового баса был все тот же Джако Пасториус. Вот что он однажды в 1978 году заявил журналисту по этому поводу: «Похоже, я первый, кто заварил эту кашу с безладом, более того, я первый, кто чего-то реально достиг, другие просто не могут играть чисто, ты в курсе?». Двоякий смысл, не правда ли?! Что Джако хотел этим сказать? То, что он первый, кто добился успеха в игре на безладе или он вообще первый басист, игравший на нем… Но к сожалению ответа на этот вопрос мы уже никогда не узнаем. Несмотря на это, талант этого человека не вызывает ни капли сомнений, и мы по-прежнему можем наслаждаться примерами его феноменальной игры.

Интересный факт! Хотя нет… не факт. Скорее легенда о том, что перед выступлением Джако окунал свои пальцы в жир от жареной курицы, дабы придать им большую подвижность. Трудно верится, правда? =)) Хотя… Пасториус был личностью неординарной, и некоторые его поступки трудно было понять, поэтому может и это правда…

А теперь давайте поговорим о разнице между безладовым басом и стандартным с ладами. Ну, наличием и отсутствием ладов — это понятно. А какие еще есть отличия? В этом мы сейчас разберемся. Первое, о чем хотелось бы сказать и чем восхититься, так это тем, что ни один из нынешних электроинструментов не способен воспроизвести такой «поющий», «мурлыкающий» звук. Думаю, что Вы со мной согласитесь. Однако, извлечь такой чистый и красивый звук не так то просто. Требуются сотни часов занятий и столько же (если не больше) упорства, которые скорее всего басистам с обычным басом и не нужны. По словам Пасториуса, басист должен скорее «чувствовать» ноту, чем просто ее слышать. Высоту ноты нужно ощущать, а не просто находить ее на грифе. Может именно поэтому безладовую бас-гитару считают более женственной, нежели ее противоположность с ладами.

Читайте так же:  Замена лампы ближнего света лада калина универсал левая

Следующее отличие, о котором не следует забывать — это то, что басист может с легкостью скользить по грифу, прижимая при этом не только просто ноты, но и аккорды. Звук получится плавный, ровный. При скольжении на басу с ладами звук как бы скачет, встречая на своем пути препятствия в виде ладов.

Также очень важна правильно поставленная техника и аккуратность, а еще контроль над степенью давления на струну. Недостатки в своей технике (если они есть) Вы можете наблюдать, например, когда делаете глиссандо. При правильном подходе струну нужно прижимать с одинаковой силой от начала до конца. А еще флажолет. Точнее слайд-флажолет (который возможен только на безладовом басу). Характерное средство выразительности можно получить за счет прижатия струны непосредственно после щипка, после чего повести по накладке грифа вверх или вниз. В 80-ых годах этот прием использовали очень часто. Даже чаще, чем очень часто. По этому поводу комментарий выдающегося сессионного бас-гитариста Джона Гиблина: «Не могу его больше слышать, хотя сам использую время от времени! Рон Картер был первым, у кого я услышал этот прием на контрабасе».

Как известно, все учатся на каких-то произведениях. Что же тогда послушать такого, чтоб с безладовым басом? — спросите Вы. Отвечаю. Ну, Пасториуса — это понятно, я думаю. Послушайте Джека Брюса — ярого поклонника Warwick Thumb bass, бывший участник группы Cream, начинавший свой путь в басовом мире с контрабаса. На вопрос, почему он дергает с такой силой струны, он ответил: «Моя техника осталась еще от контрабаса и я все еще так играю, даже на безладовой. Это, конечно, странновато, но это еще и от традиционного индийского инструмента — вины. Я учился играть на ней в 60-ых и недавно опять начал… Я думал, что я один такой, но когда познакомился с Джеймсом Джемерсоном, увидел, что он играет в основном указательным пальцем, ну и иногда средним и безымянным. Он заинтересовался вина-техникой, когда я сыграл с ее помощью очень быстрые пассажи. Иногда опыт игры на контрабасе может пригодиться!»

Следующий персонаж, заслуживающий пристального внимания — Пино Палладино. Свою карьеру он начинал на классической гитаре, однако, в 17 лет решил переключиться бас. И уже через год! он стал играть на безладе, а в 20 красовался в различных фанковых группах. Это привело его в The Millionaires, а затем на него все чаще стали обращать внимание различные электро-, а также поп-звезды начала 80-ых, например, Пол Янг и Гэри Ньюман. С Полом Янгом он записал песню в 1983 году, которая будет, наверное, уже всегда с ним ассоциироваться. Это кавер-версия на композицию Марвина Гэйя Wherever I Lay My Hat. Композиция начинается с партии Палладино, когда звуки его безладового баса выстраиваются в прекраснейшую мелодию, дополняя при этом Янга. И на самом деле эти две партии так прекрасно сочетаются между собой, что кроме них, больше никто из музыкантов не участвует на протяжении всего вступления, куплета и припева! В общем, наверное, не реально так представить. Настоятельно рекомендую прослушать ее всем, кто не слышал, особенно начинающим осваивать безладовую бас-гитару.

Следующий в моем списке — Гордон Самнер. Как, Вы не знаете такого? Знаете! Это всем нам известный «Стинг» — превосходный композитор, певец и продюсер. Виртуозно владеет беладовой бас-гитарой. Правда первые его работы не отличались чем-то особенным от того, что было модным в post-punk индустрии 1980-ых годов. Хотя на вкус и цвет, как известно, товарища нет, но все же… его лучшей работой, наверное, можно считать Spirits In The Material World, где повторяющийся басовый мотив куплета состоит из подвижных кластеров шестнадцатых и мастерски бескорыстных пауз. В то время, ну или вообще, Гордон играл в легендарной группе The Police, которая реально просуществовала не долго (всего с 1977 по 1986), хотя о роспуске группы никто не объявлял. На большинстве записей группы Стинг играл на стандартном басу, хотя на концертах он чаще всего предпочитал безладовый Ibanez Musician 1979 года. Позднее он решил экспериментировать с электроконтрабасом. Первый раз Стинг взял в руки безладовую бас-гитару прямо в день концерта. Представляете?! А Вы бы решились на такое? В добавок ко всему он еще и заметил, что если где-то и слажаешь — то главное сделать это с умным видом, как-будто так и надо, чтоб никто ничего даже не понял. Вообще, советую послушать его творчество, и творчество The Police. На этом о Стинге хватит =))

Лес Клейпул — один из самых ярких басистов наших дней, владеющих безладом. У него идеальная техника тэппинга, тремоло, слэпа как на стандартном басу, так и на безладе. Он очень увлечен хэви-металом (как в принципе и я =)). Был на прослушивании у Metallica, однако пролетел как фанера над Парижем (или Москвой, кому как нравится). А все из-за того, что был слишком ярким. Своим учителем Лес называет Гедди Ли (басист, а также вокалист progressive rock группы Rush, чьи альбомы я также настоятельно рекомендую послушать), который оказал на него огромнейшее влияние.
Кстати, замечен интересный факт. Вот английские музыканты подходят к инструменту более нестандартно. А вот Америка славится своими «технарями». Стив Бейли, Майкл Манринг, Гэри Уиллис — глядя на их игру рот сам невольно открывается. Кажется, ну как вообще такое возможно?! И сразу же хочется учиться самому. Ну, во всяком случае мне. Чего и вам желаю.

Читайте так же:  Эксплуатация автомобиля лада гранта кросс

Вы наверное начинаете думать, что безладовый бас лучше стандартного? На самом деле так думают многие, и даже больше, чем Вы думаете. На этом я заканчиваю данную статью. Надеюсь, Вы почерпнули много полезной информации из этого поста. До новых встреч!

Источник

Какими бывают безладовые гитары и как на них играть?

Если и говорить о безладовых гитарах, то лишь в контексте того, что они мало чем отличаются от обычных версий. Скорее, это неплохая модификация, в которой отсутствуют ладовые порожки. Современные производители учли спрос на такой вид музыкального инструмента и стали выпускать нестандартные модели.

Особенности

По названию несложно догадаться, что собой представляет безладовая гитара. Внешне она очень схожа со стандартным инструментом и работает по тому же принципу.

Присмотревшись, можно заметить, что по длине вибрирующая струна равна тому же показателю от струнодержателя до места, где палец прижимает к грифу струну. В обычном варианте этот показатель учитывается до ладового порога.

На Западе такой вид гитар используется редко. Все потому, что он обладает низкой акустической громкостью. Но бас-гитары этого вида востребованы у современных музыкантов. Чаще всего их можно заметить в руках тех, кто увлекается следующими направлениями музыки:

Именно потому, что струну приходится прижимать во время игры непосредственно к накладке, басы у инструмента обладают особым звучанием. Этим и привлекателен инструмент для многих музыкантов

.Получаемый звук напоминает «муа», так же звучит и контрабас, если используется техника пиццикато. Становится возможно использовать при игре на инструменте такие техники, как:

  • глиссандо;
  • неравномерная темперация;
  • микротоновые интервалы;
  • вибрато.

В зависимости от исполняемой композиции музыкант может менять инструмент во время выступления. Безладовый бас чаще всего можно услышать в джазе.

Возвращаясь к истокам, скажем о том, что впервые такой инструмент был изготовлен 1961 году. Первым, кто удалил лады с гитары, стал Билл Ваймэн. В производственных масштабах выпускать инструмент этого вида стали только в 1966 году.

Сегодня для безладового баса используют контрабасные струны, отличительной особенностью которых является плоская обмотка. Они не так сильно портят накладку, расположенную на грифе.

Если на ней имеется эпоксидное покрытие, то оно не только продлевает жизнь грифу, но и дает яркое, необычное звучание.

Производители наносят линии-ориентиры, которые указывают на лады. Но так не на всех инструментах, есть варианты с отметками по краю грифа. Такие гитары часто изготавливаются с четырьмя струнами, но можно найти в продаже с пятью, шестью и даже семью. Остальные нестандартные варианты изготавливаются на заказ.

Еще одна особенность безладового инструмента в том, что музыкант не привязан к музыкальному строю. Гриф у таких инструментов изготавливается из плотной древесины. Чаще всего это эбен.

Бас-гитара используется для игры в басовом диапазоне. В этом случае редко используются пальцы, чаще у музыканта в руках можно увидеть медиатор. Такой инструмент без ладов, если его поставить рядом с ударной установкой, позволяет создавать ритм-секцию.

Акустическая версия всегда звучит тише. Электрогитара того же вида больше, обладает массивным грифом. Классическая версия предполагает 4 струны. Настраивают ее по квартам. Допускается подключение усилителя. В поп-музыке такая гитара заменила практически полностью контрабас.

Техника игры

Играть на безладовой гитаре можно как сидя, так и стоя. Звукоизвлечение доступно тремя способами:

  • щипок пальцами;
  • слэп;
  • использование медиатора.

У каждого из указанных методов будет отличаться тембр игры. Реже используются такие техники, как бой и тамбурин.

Щипок пальцами

Это самый распространенный вариант звукоизвлечения. Его же считают универсальным, поскольку он может использоваться независимо от стиля музыки.

Звуки обладают мягким тембром. В этом варианте преобладают низкие частоты. Именно потому, что музыканту приходится прикладывать больше усилий, щипок на этом виде гитары осуществляется с опорой на струну по соседству.

Медиатор

Данную технику звукоизвлечения чаще других используют рок-музыканты. Она является более легкой.

По звучанию музыка отличается средними и высокими частотами, которые ярко выражены. Громкость извлекаемых звуков получается равномерной, поэтому часто отсутствует необходимость в дополнительной коррекции имеющегося диапазона.

Это трудноусвояемый прием звукоизвлечения. Музыкант отбивает струны о ладовые пороги. Удары и щипки комбинируются между собой во время игры на инструменте.

Источник

Оцените статью