Чем гамма отличается от лада

Виды ладов, что такое звукоряд и гамма, зачем их знать

Понятия лада разнятся. Лад — это:

  • система звукоотношений;
  • последовательность тонов и полутонов;
  • то же, что и звукоряд.

По родам интервальных систем: пентатонический лад, диатонический, хроматический и т. д.

Звукоряд — это систематизация.

Гамма — разновидность звукоряда.

Грубо и обобщенно: лад, гамма, звукоряд — систематизированная последовательность нот, звуков.

Натуральными стали называть церковные лады, которые вообще-то просто народные. На них строится народная музыка, песни.

Ступень — нота в звукоряде лада, гаммы, пентатоники.

  • гармонический минор (отличается от натурального неальтерированной 7-й ступенью);
  • натуральный (церковный) минор (эолийский лад);
  • хроматический минор (натуральный, к которому добавлена нота для разнообразия, как правило, между 4 и 5-ой нотой гаммы натурального минора);
  • 7 диатонических ладов (звукорядов из 1 интервала и 8 нот).

Блюзовый лад

Блюзовая минорная гамма — пентотоника с пониженной на полтона V ступенью (вариант).

Минорная пентатоника — гамма с отсутствующей II и VI ступенями.

Блюз может быть мажорным, минорным и полным (смешанным).

2 вида пентатоник:

Все строятся на натуральном мажорном ладу (ионийском) т т пт т т т пт

Из них 3 мажорных и 3 минорных, а 1 условно-диатонический (локрийский лад)

Мажорные: ионийский, лидийский, миксолидийский лад. Минорные: дорийский, фригийский, эолийский лад.

Каждый лад начинается и заканчивается тоникой.
Ей является ступень натурального мажорного лада (см. рисунок справа):

  • 1-я ионийский лад (мажор) и т. д. в следующем порядке:
    • 2 дорийский лад (минор)
    • 3 фригийский лад (минор)
    • 4 лидийский лад (мажор)
    • 5 миксолидийский лад (мажор)
    • 6 эолийский лад (минор)
    • 7 локрийский лад.

Ступени — ноты звукоряда лада. Рассматривая лад в каком-либо месте (позиции на грифе на струнах в пределах 4-х его ладов), чтобы сыграть ионийский, дорийский и т. д., нужно начать с определенной ноты-тоники. Ей же закончить импровизацию соло.

Все лады (ионийский — локрийский) модальные (не тонические), т. е. на основе звукоряда. Модальный лад в чистой форме статичен.
В отличие от тонального, его невозможно экспонировать в пределах первых трёх-четырёх звуков/созвучий.

Мелодическая формула — категория монодического (одноголосие) лада модального типа.
Мелодическая формула — устойчивые обороты в народной песне.

К условно-диатоническим ладам относятся: гармонические минор и мажор, мелодические минор и мажор, фригийский мажор (испанский лад), лидийско-миксолидийский лад и др.
Дважды гармонический мажор и минор.

Церковные

  • натуральный минорный лад — т пт т т пт т т (5 струна от Ля до Ля)
  • натуральный мажорный лад — т т пт т т т пт (начинается с До, 2 струна с 1 лада)

Модальные лады

Опираются на ладовые звукоряды (а тяготение к центральному тону может отсутствовать).

Тональные лады

Опираются на тяготение к центральному звуку или созвучию (а определённость звукоряда может отсутствовать).

Тональность (одна из интерпретаций): начальный тон, тоника, вторая опора, доминанта.

Уменьшенный и увеличенный лады

Октаву делят на равные интервалы (симметричные лады): уменьшенный и увеличенный.

Увеличенный лад: 6 звуков, расположенных последовательно по целым тонам.

Уменьшённый лад: чередование тонов и полутонов, например:

  • до — ре — ми-бемоль — фа — фа-диез и т. д.
  • гамма «тон-полутон» или «полутон-тон».

В уменьшенном ладу 8 ступеней.

Искусственные лады — гармонический минор и мажор.

Гаммы и параллельные тональности

Виды гамм: натуральные, гармонические и мелодические.

Гаммы си-минор и ре-мажор параллельные. У них одинаковые последовательности ноты.
Отличие с какой начинаются.
Ля-минор и до-мажор также параллельные.

Читайте так же:  Лада по госпрограмме в челябинске

Тоника минора на 1,5 тона ниже тоники мажора.

Весь список параллельных тональностей:

  • Ля-бемоль мажор — фа минор
  • Ми-бемоль мажор — до минор
  • Си-бемоль мажор — соль минор

  • Фа мажор — ре минор
  • До мажор — ля минор
  • Соль мажор — ми минор
  • Ре мажор — си минор

  • Ля мажор — фа-диез минор
  • Ми мажор — до-диез минор
  • Си мажор — соль-диез минор
  • Фа-диез мажор — ре-диез минор

  • До-диез мажор — ля-диез минор
  • До-бемоль мажор — ля-бемоль минор

Ступени гаммы

  • Первая нота — тоника.
  • Вторая — верхний вводный тон.
  • Третья — медианта.
  • Четвертая — субдоминанта.
  • Пятая — доминанта.
  • Шестая — субмедианта.
  • Седьмая — названия этой ноты меняются в зависимости от гаммы.
  • Восьмая — октава, тоника.

После октавы можно начать все заново со второй, либо продолжать с девятой.

Ступени натурального мажорного лада

  • I — тоника (Т);
  • II — нисходящий вводный звук;
  • III — медианта (средняя);
  • IV — субдоминанта (S);
  • V — доминанта (D);
  • VI — субмедианта (нижняя медианта);
  • VII — восходящий вводный звук.

Ступени натурального минорного лада называются также, но по тонам расположены иначе (см. рисунок).

Аккорды (мажорные и минорные трезвучия) строятся на 1, 3 и 5 ступенях — тонике, медианте и доминанте. Медианту пропускать нельзя, она определяет минорность и мажорность аккорда. Это устойчивые ноты, остальные побочные.

А вот в основные аккорды тональности входят аккорды от 1, 4 и 5 нот, ступеней лада (от тоники, субдоминанты и доминанты).

Гармонический минор

Мажорные и минорные трезвучия на грифе гитары

Аппликатуры из 3-х нот 1, 3 и 5 ступеней — простой способ взять мажорный и минорный аккорд в любом месте на грифе.

Эти аппликатуры также можно использовать для построения модели соло песни. Это — 1, 3 и 5 — устойчивые ноты, на которые можно опираться.

Самая устойчивая тоника. Она не тяготеет ни к какой другой ступени. К тонике сильнее тяготеет доминанта и меньше вводные (2 и 7) ступени. Субдоминанта к доминанте. Медианты (3 и 6 ступени) тяготеют незначительно.
Эти взаимоотношения ступеней меняются в зависимости от лада. Даже тоника может быть неустойчивой.

Появление иного доминантного трезвучия предваряет переход в другую тональность.
Особенно, если это доминантсептаккорд.

Минорные трезвучия на грифе гитары (тоника на 5, 4, 3, 2 струне)


Зная расположение нот на струнах, можно построить нужный аккорд в любом месте на грифе относительно тоники.

Мажорные трезвучия на грифе гитары


Цифрами обозначены ступени, ноты трезвучий:

  • 1 — тоника
  • 3 — медианта
  • 5 — доминанта


Есть вопросы? Задайте

Источник

Лад. Тональность. Гамма.

В этой статье разберём такие понятия как: лад, тональность, гамма.
Лад – это система взаимоотношения устойчивых и неустойчивых звуков на основе их тяготения к центру лада – тонике. (Обратите внимание, отличается от ладов на гитаре, хотя названия одинаковые).
Именно на этом тяготении основано движение в музыке.
Чтобы на практике понять как происходит это тяготение, сыграйте эту последовательность и остановитесь на звуке “ре”.

Слышно, что данная музыкальная последовательность как бы не закончена, но если добавить ноту “до” (тонику), то слышно завершение (законченность). Нота “ре” является неустойчивой ступенью лада, и требует “разрешения” в ноту “до”. В любой тональности устойчивыми (основными) считаются 1-я, 3-я и 5-я ступени. Все остальные ноты (ступени) тяготеют к ним.

Самыми распространёнными в современной музыке являются семиступенные (диатонические) лады: мажорный и минорный
Можно построить мажорный и минорный лад от любого звука использую формулу:
для мажорного: тон, тон, полутон, тон, тон, тон, полутон
для минорного: тон, полутон, тон, тон, полутон, тон
Полутон для гитары это расстояние от одного лада до следующего. Т.е. между 1-м и 2-м ладом на гитаре – это полутон. А тон – расстояние через лад. Т.е. между 1-м и 3-м ладом – это тон.

Гамма – звуки лада расположенные в порядке высоты. (Гаммы для гитары во всех тональностях в нотах и табулатуре можно найти здесь)

Читайте так же:  Оклейка пленкой лада приора

Каждая ступень в ладу имеет название:
I. Тоника
II. Нисходящий вводный звук
III. Медианта (средняя)
IV. Субдоминанта
V. Доминанта (преобладающая)
VI. Субмедианта
VII. Восходящий вводный звук

Тональность – это высота лада. Или по другому – самая устойчивая ступень в ладу. Т.е. звук от которого строится мажорный или минорный лады и будет тоникой. Если, к примеру, мажорный лад строится от ноты “Ре”, то “ре” будет основным звуком (тоникой), а тональность будет “Ре-мажор”
Давайте рассмотрим какие тональности бывают на примере кварт-квинтового круга.

Кварт-квинтовый круг – система в виде круга объединяющая все мажорные и минорные тональности использующиеся в музыке. в этой в системе каждая тональность располагается следующим образом: по часовой стрелке диезные тональности, против часовой стрелки бемольные. В каждой последующей тональности прибавляется один ключевой знак максимальное число знаков 7.
Обратите внимание! Внутри круга минорные тональности, а вне круга мажорные, параллельные им.

Параллельными тональностями называют тональности имеющие одно и то же количество знаков при ключе, но разную ладовую направленность. К примеру С/Am, D/Bm и т.д.

Рассмотрим причины исполнение музыкальных произведений в различных тональностях.
1. Технические возможности разных вокалистов.
Кому-то легко петь в верхнем регистре у кого то диапазон голоса меньше, ему удобнее петь более низко. Поэтому в музыкальной практике очень часто применяются модуляции. Модуляция – перенос мелодии в другую тональность более низкую или более высокую.

2. Удобство игры на музыкальном инструменте.
К примеру, на очень многих разновидностях духовых инструментов технически удобнее играть в бемольных и диезных тональностях.
Есть также такое понятие как гитарные тональности. Это тональности, в которых приём “баррэ” используется по минимуму.
Некоторые композиторы пишут, выбирая тональности в зависимости от жанра. Например похоронные марши часто писались в “фа-миноре” и “си-миноре” какие то светлые темы в “ре-мажоре” или “до-мажоре” и т.п.

Источник

Музыка и жизнь — Какая разница между ладом и гаммой

See, that’s what the app is perfect for.

Музыка и жизнь

Какая разница между ладом и гаммой

Вот в музыке существуют гаммы и лады — что же между ними общего и в чем различия?

Вот например взять гамму до мажор, применив соответствующую формулу для построения её мы найдем последовательность звуков. на этом все — это может быть мажорная и минорная гаммы, в зависимости от того какую формулу применить.

Лад же очень похож на гамму возьмем, к примеру ионийский — то же что и мажорная гамма. На самом же деле все не совсем так лад и гамма вещи несколько разные. Лад — это нечто более мелкое чем гамма — составная можно сказать её часть. Так до-мажорная гамма состоит из семи ладов, которые отстраиваются соответственно от каждой её ноты.

Что же такое лад? Лад — это только семь нот ни больше не меньше, в теории музыки принято так записывать — лишь одну октаву. Например, кусочек гаммы до-мажор от ноты “ре” до “ре” будет дорийским ладом.

Мы можем зная особенность ладов смотреть на аккорд как на нечто отличное чем мы думали раньше. Так, аккорд это ноты лада взятые вместе. Например, выбрали кусочек до-мажора от ноты “до” до “до” — ионийский лад. Что мы можем с ним сделать интересного? Например, построить аккорд — возьмем 1-ую, 3-ю, 5-ю ступени лада — получим до-мажорное трезвучие, добавим седьмую — септаккорд До-мэйдж (Cmaj) добавим девятую ступень будет нонаккорд (Cmaj9) 11-ю будет ундецимаккорд (Cmaj11), 13-ую терцдецим (Cmaj13). так Cmaj13 — это можно сказать все ноты ионийского лада взятые вместе. А функцию он в гармонии может выполнять все того же аккорда До-мажор.

Вот зачем нам добавлять так много ступеней к трезвучию аккорда? Для того чтобы придать его звучанию интересный оттенок или определённую резкость.

Источник

Оцените статью