- Лад (музыкальный строй)
- Содержание
- Лады в античности
- Лады в средневековой европейской музыке
- Интервалы в ладах средневековой европейской музыки
- Неевропейские ладовые системы
- Ладовые системы Нового времени
- Примечания и внешние ссылки
- Смотреть что такое «Лад (музыкальный строй)» в других словарях:
- Что такое музыкальный термин лад
- Музыкальный лад
- Содержание
- Лады в античности
- Лады в средневековой европейской музыке
- Интервалы в ладах средневековой европейской музыки
- Неевропейские ладовые системы
- Ладовые системы Нового времени
- Примечания и внешние ссылки
- Смотреть что такое «Музыкальный лад» в других словарях:
Лад (музыкальный строй)
Лад — в музыке система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико-гармоническую основу музыкального произведения. В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые системы.
В настоящее время наиболее универсальными и распространенными в музыке европейской традиции являются такие лады, как мажор и минор. В каждом из этих ладов, относящихся к категории диатонических, присутствует семь ступеней, различающихся по функции. Главные функции лада — тоника (первая ступень), доминанта (пятая ступень) и субдоминанта (четвертая ступень). Для описания ладов в музыке неевропейской традиции принято использовать термин «модус» или «модальные лады» (в отличие от «тональных ладов»).
Модальные лады предшествуют тональным в истории становления музыкальных языков разных народов (во многих неевропейских музыкальных языках тональные лады отсутствуют до сих пор). Согласно концепции В. Б. Брайнина, [1] основное различие между модальными и тональными ладами состоит в том, что в модальных ладах организующим звуковысотным началом служит как звукоряд, так и отдельные тоны «инициус» и «финалис», начинающие и завершающие музыкальные построения, в то время как организующим структурным началом служат общеизвестные мелодические ячейки.
Модальные лады, как правило, управляют не столько композицией, сколько импровизацией. В силу этого «инициус» и «финалис» часто смещаются внутри стабильного звукоряда. В тональных ладах организующим началом служат гармонические функции, «инициус» не имеет организующей роли, а «финалис» представлен «тоникой», подразумевающей мажорное или минорное трезвучие в том числе и в случае одноголосного изложения. Смена тоники (модуляция) (в отличие от модальной «мутации») происходит в течение произведения реже и влечёт за собой также смену звукоряда.
Переходными от модальных ладов к тональным можно представить лады строгого контрапункта, в котором сочинялись завершённые произведения, происходила кристаллизация гармонических функций, организующим структурным началом были уже не мелодические ячейки, но имитация и представление о консонантности-диссонантности гармонических интервалов и их взаимодействии, но в то же время организующим звуковысотным началом оставался звукоряд.
Содержание
Лады в античности
Ладовая система Древней Греции включала шесть основных ладов (ионийский, эолийский, дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский) и шесть «гиполадов» (гипоионийский, гипоэолийский, гиподорийский, гипофригийский, гиполидийский и миксолидийский), из которых практически употребимыми были не все. Все эти лады извлекались из единого звукоряда, отличаясь главными «устойчивыми» ступенями. Гиполады отличались от основных ладов тем, что второй по значению устойчивой ступенью в них была 4-я (если считать снизу), тогда как в основных ладах второй по значению устойчивой ступенью была 5-я. В связи с тем, что в Древней Греции представление о звукоряде отличалось от того, которое появилось в Средневековье (греки считали ступени сверху, а не снизу), принятые в Средневековье обозначения ладов не соответствовали греческим ладам, хотя и переняли их названия.
Лады в средневековой европейской музыке
Основных рассматриваемых в теории музыки так называемых «церковных» или «греческих» ладов семь, по количеству неповторяющихся ступеней гаммы.
- Иониийский лад — внешне соответствует натуральному мажору. Может быть построен на белых клавишах фортепиано от ноты «до».
- Эолийский лад — внешне соответствует натуральному минору. Строится на белых клавишах от ноты «ля».
- Дориийский лад — внешне минор с повышенной шестой ступенью. Строится на белых клавишах от ноты «ре».
- Фригийский лад — внешне соответствует натуральному минору с пониженной второй ступенью. На белых клавишах — от ноты «ми».
- Лидийский лад — внешне соответствует натуральному мажору с повышенной четвёртой ступенью. На белых клавишах строится от ноты «фа».
- Миксолидийский — внешне соответствует натуральному мажору с пониженной седьмой ступенью. На белых клавишах — от ноты «соль».
- Локрийский — особый (условный) лад, не имеющий определённого ладового наклонения. В его основе лежит уменьшённое трезвучие. На белых клавишах — от ноты «си». Генетически связан с так называемым гипофригийским ладом с устойчивой 4-й ступенью (вместо 5-й).
Лад | Наклонение | Особенности | Прослушать |
---|---|---|---|
Ионийский | Мажорное | Натуральный | Прослушать |
Лидийский | Мажорное | IV↗ ступень повышается | Прослушать |
Миксолидийский | Мажорное | VII↘ ступень понижается | Прослушать |
Эолийский | Минорное | Натуральный | Прослушать |
Фригийский | Минорное | II↘ ступень понижается | Прослушать |
Дорийский | Минорное | VI↗ ступень повышается | Прослушать |
Локрийский | Полутон + Два тона + Полутон + Три тона | Прослушать |
Интервалы в ладах средневековой европейской музыки
Лад | Интервалы в ладах | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Прима | Секунда | Терция | Кварта | Квинта | Секста | Септима | |
Лидийский | Чистая | Большая | Большая | Увеличенная | Чистая | Большая | Большая |
Ионийский | Чистая | Большая | Большая | Чистая | Чистая | Большая | Большая |
Миксолидийский | Чистая | Большая | Большая | Чистая | Чистая | Большая | Малая |
Дорийский | Чистая | Большая | Малая | Чистая | Чистая | Большая | Малая |
Эолийский | Чистая | Большая | Малая | Чистая | Чистая | Малая | Малая |
Фригийский | Чистая | Малая | Малая | Чистая | Чистая | Малая | Малая |
Локрийский | Чистая | Малая | Малая | Чистая | Уменьшенная | Малая | Малая |
Неевропейские ладовые системы
В Индии используется ладовая система с 7 основными тонами и 15 дополнительными тонами (шрути) (всего 22 тона шрути в октаве).
Ладовые системы Нового времени
Из современных, часто используемых ладов большое значение имеют два, введённые в употребление в начале XX века. Это так называемые увеличенный и уменьшённый лад. В увеличенном ладу 6 звуков, расположенных последовательно по тонам, 7-м звуком является повторение тоники. Написание увеличенного лада, или целотонной гаммы свободное — любой звук можно заменить энгармонически, не изменив правилам написания. Уменьшённый лад строится путём чередования тонов и полутонов: например, до — ре — ми-бемоль — фа — фа-диез и т. д. Лад имеет несколько названий: уменьшённый лад, гамма Римского-Корсакова (впервые была применена Н. А. Римским-Корсаковым в одной из своих опер на сказочный сюжет), гамма «тон-полутон», или «полутон-тон», в зависимости от порядка чередования тонов и полутонов в гамме.
Примечания и внешние ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Лад (музыкальный строй)» в других словарях:
Лад — (греч. armonia, лат. modulatio, modus, франц. и англ. mode, итал. modo, нем. Tongeschlecht; слав. лад согласие, мир, стройность, порядок). Содержание I. Определение лада 130 II. Этимология 130 III. Сущность лада 130 IV. Интонационная… … Музыкальная энциклопедия
Строй музыкальный — сообщение звукам инструментов постоянной точной высоты, определяемой установленным в акустике числом колебаний в секунду. Исходною точкой для настраивания инструментов служит нота la в первой октаве. Высота этого звука в разные времена… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
Саз (музыкальный инструмент) — У этого термина существуют и другие значения, см. Саз. Саз Баглама … Википедия
Добро (музыкальный инструмент) — У этого термина существуют и другие значения, см. Добро (значения). Добро Добро шестиструнная резонаторная гитара. Она была изобретена в С … Википедия
Ладовые системы — Микротоновая музыка музыка, при написании и исполнении которой используются ноты, разница между которыми меньше полутона. К ней можно отнести ладовую систему Индии и европейскую, но с уменьшенным шагом градации в два раза, то есть с… … Википедия
Балабан (инструмент) — У этого термина существуют и другие значения, см. Балабан. Балабан Кл … Википедия
гармония — Созвучие, согласие, симфония, лад. Ср. согласие … Словарь синонимов
НАСТРОЕНИЕ — Изучение способов выражения и обозначения внутренних, психических актов и состояний, явлений и качеств духовной и душевной жизни человека в разные периоды истории русского литературного языка особенно существенно для понимания «внутренней формы»… … История слов
Песня — Гусляры, картина В. М. Васнецова, 1899 год … Википедия
Источник
Что такое музыкальный термин лад
Том 16. Москва, 2010, стр. 571
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛАД (старославянское – согласие, мир, порядок), одна из важнейших категорий музыки. Л. в эстетич. смысле – приятная для слуха и разумно постигаемая согласованность звуков по высоте; в муз.-теоретич. смысле – системность высотных связей, структурное единство и муз.-логич. соподчинённость звуков; ладами традиционно называют и воплощающие эту системность конкретные звуковые системы (в виде звукорядов ). Л. и гармония – изначально очень близкие понятия: в Древней Греции термином ἁρμονία обозначали, помимо прочего, «виды октав» (октавные звукоряды). Совпадая на стадии монодич. муз. мышления (см. Монодия ), понятия «Л.» и «гармония» с развитием многоголосия приобрели каждое свой комплекс значений. Гармонию в специальном смысле связывают с созвучиями и их последованиями, Л. – с взаимозависимостью и смысловой дифференциацией звуков системы (одноголосной или многоголосной).
Источник
Музыкальный лад
Лад — в музыке система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико-гармоническую основу музыкального произведения. В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые системы.
В настоящее время наиболее универсальными и распространенными в музыке европейской традиции являются такие лады, как мажор и минор. В каждом из этих ладов, относящихся к категории диатонических, присутствует семь ступеней, различающихся по функции. Главные функции лада — тоника (первая ступень), доминанта (пятая ступень) и субдоминанта (четвертая ступень). Для описания ладов в музыке неевропейской традиции принято использовать термин «модус» или «модальные лады» (в отличие от «тональных ладов»).
Модальные лады предшествуют тональным в истории становления музыкальных языков разных народов (во многих неевропейских музыкальных языках тональные лады отсутствуют до сих пор). Согласно концепции В. Б. Брайнина, [1] основное различие между модальными и тональными ладами состоит в том, что в модальных ладах организующим звуковысотным началом служит как звукоряд, так и отдельные тоны «инициус» и «финалис», начинающие и завершающие музыкальные построения, в то время как организующим структурным началом служат общеизвестные мелодические ячейки.
Модальные лады, как правило, управляют не столько композицией, сколько импровизацией. В силу этого «инициус» и «финалис» часто смещаются внутри стабильного звукоряда. В тональных ладах организующим началом служат гармонические функции, «инициус» не имеет организующей роли, а «финалис» представлен «тоникой», подразумевающей мажорное или минорное трезвучие в том числе и в случае одноголосного изложения. Смена тоники (модуляция) (в отличие от модальной «мутации») происходит в течение произведения реже и влечёт за собой также смену звукоряда.
Переходными от модальных ладов к тональным можно представить лады строгого контрапункта, в котором сочинялись завершённые произведения, происходила кристаллизация гармонических функций, организующим структурным началом были уже не мелодические ячейки, но имитация и представление о консонантности-диссонантности гармонических интервалов и их взаимодействии, но в то же время организующим звуковысотным началом оставался звукоряд.
Содержание
Лады в античности
Ладовая система Древней Греции включала шесть основных ладов (ионийский, эолийский, дорийский, фригийский, лидийский и миксолидийский) и шесть «гиполадов» (гипоионийский, гипоэолийский, гиподорийский, гипофригийский, гиполидийский и миксолидийский), из которых практически употребимыми были не все. Все эти лады извлекались из единого звукоряда, отличаясь главными «устойчивыми» ступенями. Гиполады отличались от основных ладов тем, что второй по значению устойчивой ступенью в них была 4-я (если считать снизу), тогда как в основных ладах второй по значению устойчивой ступенью была 5-я. В связи с тем, что в Древней Греции представление о звукоряде отличалось от того, которое появилось в Средневековье (греки считали ступени сверху, а не снизу), принятые в Средневековье обозначения ладов не соответствовали греческим ладам, хотя и переняли их названия.
Лады в средневековой европейской музыке
Основных рассматриваемых в теории музыки так называемых «церковных» или «греческих» ладов семь, по количеству неповторяющихся ступеней гаммы.
- Иониийский лад — внешне соответствует натуральному мажору. Может быть построен на белых клавишах фортепиано от ноты «до».
- Эолийский лад — внешне соответствует натуральному минору. Строится на белых клавишах от ноты «ля».
- Дориийский лад — внешне минор с повышенной шестой ступенью. Строится на белых клавишах от ноты «ре».
- Фригийский лад — внешне соответствует натуральному минору с пониженной второй ступенью. На белых клавишах — от ноты «ми».
- Лидийский лад — внешне соответствует натуральному мажору с повышенной четвёртой ступенью. На белых клавишах строится от ноты «фа».
- Миксолидийский — внешне соответствует натуральному мажору с пониженной седьмой ступенью. На белых клавишах — от ноты «соль».
- Локрийский — особый (условный) лад, не имеющий определённого ладового наклонения. В его основе лежит уменьшённое трезвучие. На белых клавишах — от ноты «си». Генетически связан с так называемым гипофригийским ладом с устойчивой 4-й ступенью (вместо 5-й).
Лад | Наклонение | Особенности | Прослушать |
---|---|---|---|
Ионийский | Мажорное | Натуральный | Прослушать |
Лидийский | Мажорное | IV↗ ступень повышается | Прослушать |
Миксолидийский | Мажорное | VII↘ ступень понижается | Прослушать |
Эолийский | Минорное | Натуральный | Прослушать |
Фригийский | Минорное | II↘ ступень понижается | Прослушать |
Дорийский | Минорное | VI↗ ступень повышается | Прослушать |
Локрийский | Полутон + Два тона + Полутон + Три тона | Прослушать |
Интервалы в ладах средневековой европейской музыки
Лад | Интервалы в ладах | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|
Прима | Секунда | Терция | Кварта | Квинта | Секста | Септима | |
Лидийский | Чистая | Большая | Большая | Увеличенная | Чистая | Большая | Большая |
Ионийский | Чистая | Большая | Большая | Чистая | Чистая | Большая | Большая |
Миксолидийский | Чистая | Большая | Большая | Чистая | Чистая | Большая | Малая |
Дорийский | Чистая | Большая | Малая | Чистая | Чистая | Большая | Малая |
Эолийский | Чистая | Большая | Малая | Чистая | Чистая | Малая | Малая |
Фригийский | Чистая | Малая | Малая | Чистая | Чистая | Малая | Малая |
Локрийский | Чистая | Малая | Малая | Чистая | Уменьшенная | Малая | Малая |
Неевропейские ладовые системы
В Индии используется ладовая система с 7 основными тонами и 15 дополнительными тонами (шрути) (всего 22 тона шрути в октаве).
Ладовые системы Нового времени
Из современных, часто используемых ладов большое значение имеют два, введённые в употребление в начале XX века. Это так называемые увеличенный и уменьшённый лад. В увеличенном ладу 6 звуков, расположенных последовательно по тонам, 7-м звуком является повторение тоники. Написание увеличенного лада, или целотонной гаммы свободное — любой звук можно заменить энгармонически, не изменив правилам написания. Уменьшённый лад строится путём чередования тонов и полутонов: например, до — ре — ми-бемоль — фа — фа-диез и т. д. Лад имеет несколько названий: уменьшённый лад, гамма Римского-Корсакова (впервые была применена Н. А. Римским-Корсаковым в одной из своих опер на сказочный сюжет), гамма «тон-полутон», или «полутон-тон», в зависимости от порядка чередования тонов и полутонов в гамме.
Примечания и внешние ссылки
Wikimedia Foundation . 2010 .
Смотреть что такое «Музыкальный лад» в других словарях:
Лад (музыкальный строй) — Лад в музыке система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико гармоническую основу музыкального произведения. В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые… … Википедия
Лад — (греч. armonia, лат. modulatio, modus, франц. и англ. mode, итал. modo, нем. Tongeschlecht; слав. лад согласие, мир, стройность, порядок). Содержание I. Определение лада 130 II. Этимология 130 III. Сущность лада 130 IV. Интонационная… … Музыкальная энциклопедия
Лад (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Лад. Лад одно из главных понятий русской музыкальной науки, центральное понятие в учении о гармонии. Содержание 1 Определение лада 2 Принципы лада … Википедия
Лад (музыкальный инструмент) — Гриф акустической гитары со стальными струнами, первые четыре лада. (Аккорд С «до мажор»). Лад деталь конструкции ряда струнных инструментов, представляющая собой выпуклую поперечную полоску на грифе и служащую для изменения тона звучащей струны … Википедия
Модус (музыкальный) — Лад в музыке система взаимоотношений звуков (обычно в пределах октавы), определяющая звукоряд, а также мелодико гармоническую основу музыкального произведения. В музыкальных культурах разных народов и эпох использовались различные ладовые… … Википедия
Дорийский лад — (музыкальный) наименование одного из древнегреческих ладов, а также иного по структуре средневекового лада и соответствующего натурального лада. Натуральный Д. л. можно представить как натуральный минор, в котором 6 я ступень повышена на… … Большая советская энциклопедия
Фригийский лад — (музыкальный) см. Натуральные лады, Древнегреческие лады, Средневековые лады … Большая советская энциклопедия
Волк и семеро козлят на новый лад — Волк и семеро козлят на новый лад … Википедия
Саз (музыкальный инструмент) — У этого термина существуют и другие значения, см. Саз. Саз Баглама … Википедия
Гудок (музыкальный инструмент) — У этого термина существуют и другие значения, см. гудок. Гудок Классификация Струнный смычковый инструмен … Википедия
Источник