Фригийский лад для бас

Фригийский лад для бас

Решение задач по Гармонии написание Фуг ЭТМ запись закреплена

24 способа гармонизации Фригийского оборота

Их куда больше, но и этого будет достаточно))
Лигой отмечены наиболее удобные для запоминания обороты

Фригийский оборот — это гармонизация верхнего нисходящего тетрахорда натурального минора (то есть хода I — VII — VI — V). Этот тетрахорд обычно встречается либо в сопрано («фригийские обороты на сопрано»), либо в басу («фригийские обороты на бас»).

Название — от фригийского лада (звукоряд которого соответствует натуральному минору с низкой II ступенью): верхний тетрахорд натурального минора совпадает с нижним тетрахордом фригийского лада.

Фригийские обороты условно группируются по тому, как гармонизуется самая специфическая его ступень — VII натуральная. Она может быть либо основным тоном, либо терцовым, либо квинтовым, либо септовым; остальные аккорды «подстраиваются». Часто фригийский оборот начинается с тоники (T53 или T6), а заканчивается на D53, но это необязательно. Возможно начало с VI53 или S53, например. На каждую ноту фригийского оборота также может приходиться более одного аккорда (например, на последнюю — K64D53).

Источник

Что такое фригийский лад и его практическое использование в музыке

Эта статья – продолжение цикла, посвященного различным гаммам, которые можно сыграть на гитаре. Как и большинство ладов народной музыки, фригийский лад появился еще во времена Древней Греции. Судя по названию, область, от которой он получился распространение, – Фригия.

Фригийский лад. Общая информация

Фригийский лад появился задолго до традиционного классического периода, был распространен в античные времена. Затем перешел в средневековье, а позже – дошел до современности. Благодаря своему необычному звучанию, считается одним из самых мрачных и загадочных народных наклонений.

Отличие от обычного минора

Фригийский лад отличается второй пониженной ступенью. Обратите внимание, что это минорная тональность. Опять же, не следует путать – у нас получится «phrygian» от определенной ноты (в примере мы возьмем тонику «фа-диез»), а не f-moll фригийского наклонения.

Как построить фригийский лад

Логичнее всего фригийский лад звучит от третьей ступени минорной гаммы. Но также строится от первой, пятой, седьмой (вторая и шестая реже).

Если взять параллельную тональность ля мажору – фа# минор.

По сути, у нас меняется только один знак – соль диез при ключе превращаем в соль бекар из-за понижения «главной» ноты.

Аппликатуры лада

На гитаре малая секунда – расстояние в 1 лад. То есть пониженная нота находится по соседству. Поэтому удобнее будет взять указательным-средним, а на следующий звук перейти мизинцем.

Красным отмечена тоника выбранной нами тональности.

Аккорды от фригийского лада

Например, у ля минора аккорд второй ступени – это Bm7b5. Мы превращаем его в Bb.

Сделаем септаккорды (скажем, для джаза):

В heavy-metal и смежных, более экстремальных жанрах (например, трэш, ню-метал, грув) используют связку 2-7 ступени, а также 2-1, что редко звучит в поп-песнях. Поэтому воспринимается необычно и даже резко. Мы услышим эти ходы в треках Мегадес, Слипкнот, Лэмб оф Гад.

Если делать более традиционную фламенковую музыку, то на 5 применяется уменьшенное трезвучие (dim). В классической теории основными станет вторая, побочными 2-4-7.

Музыка во фригийском ладе

Услышать этот прием можно в самых разных музыкальных направлениях:

  1. Классическая опера (М.П. Мусоргский, «Борис Годунов» – Песня Варлаама).
  2. Испанская гитара, фламенко.
  3. Импровизации на восточную тему.
  4. Металлическая музыка, трэш, хэви (Мегадэт, Пол Гилберт).

Как использовать лад

Выше написаны гармонии, подходящие для импровизации. Возьмите самую простую последовательность:

  • Am7 – Bb7;
  • a-moll, теперь понизим 2;
  • A-H (или Bb)-C-D-E-F-G.

Поставив 2 chords (например, зациклив в Гитар Риг) уже можно импровизировать по предложенному набору нот.

Потренируйтесь в использовании этого приема и расскажите в комментариях, как быстро вам удалось его освоить.

О ладах народной музыки с примерами их построения можно почитать в нашей отдельной статье.

Ниже рекомендуем ознакомиться с тематическими видео.

Зачем нужен фригийский доминантовый лад, урок по импровизации:

Источник

Фригийский лад. Строение, аппликатуры для гитары и практическое использование в музыке

Фригийский лад. Общая информация

Несомненно, фригийский лад – это самый любимый звукоряд всех музыкантов, играющих тяжелую и мрачную музыку. Мало того, что он относится к минорному наклонению, так и характерная для него ступень делает звучание еще более мрачным и холодным. В данной статье мы подробно объясним, как построить фригийский лад, а также расскажем про его использование в музыке.

Отличие от обычного минора

Как уже было сказано выше, фригийский лад среди остальных ладов народной музыки отличается своим мрачным и гнетущим звучанием. Это происходит из-за пониженной второй ступени в гамме обычного минора. Кроме этого, он несет в себе характерный испанский колорит – именно на фригийской гамме основана почти вся народная испанская музыка. На данный момент именно этот лад чаще всего используют в тяжелой музыке.

Читайте так же:  Габаритные лампочки для лада калина

Как построить фригийский лад

Ноты фригийского лада повторяют стандартную минорную гамму, за исключением пониженной второй ступени, которая и дает характерное фригийское звучание. Построим лад на примере гаммы ми-минор . Ее стандартный вид следующий:

Нас интересует нота F#, которую нужно опустить на полтона. Итоговый вид фригийской гаммы такой:

Аппликатуры лада

Фригийский лад на гитаре имеет аппликатуру, очень схожу со стандартным минорным звукорядом, но с опущенной второй нотой. В этом разделе мы дадим вам базовую форму этого бокса, сыгранную через тональность ми-минор. Для того чтобы найти фригийскую гамму в другом ключе, вам нужно сыграть тот же самый бокс, но от нужной вам тоники.

Аккорды от фригийского лада

Для того чтобы построить аккорд с характерным фригийским звучанием, нам нужно либо достроить до его готовой формы ту самую вторую ступень, либо поменять одну из устойчивых нот на вторую пониженную. Опять же, разберем это на примере аккорда Ми-минор. Его основные ноты такие:

Самый простой способ сыграть фригийский Ми – это взять его на открытой позиции второго лада, и вместо открытой шестой струны сыграть первый лад на ней же. Таким образом, вы измените басовую ноту на ту самую фригийскую и получите характерное звучание интересующего вас лада. Ноты тогда будут такие:

Кроме этого, вы можете вместо второго лада на четвертой струне зажать третий – тоже Фа. Тогда порядок нот изменится на:

Кроме этого, вы можете отойти от стандартного построения аккорда по ступеням – I – III – V и заменить третий тон на фригийскую ноту:

В этом случае у вас получится:

Однако в этом случае вам придется находить удобные аппликатуры аккордов на грифе.

Музыка во фригийском ладе

Как уже было сказано выше, фригийский лад в музыке чаще всего можно найти в тяжелом роке. Самый яркий пример – классический Thrash, например, композиции группы Metallica или Megadeth.

Кроме этого, вокруг фригийской гаммы построена вся испанская музыка. Если вы сыграете подряд аккорд Em и F, то прочувствуете тот самый характерный испанский колорит.

Как использовать лад

Если вы играете тяжелую музыку, то вам просто необходимо запомнить построение фригийского минора, поскольку благодаря ему вы сможете выстроить очень мрачную и гнетующую гармонию.

Иногда неплохо может звучать прием, когда гитара находится внутри одного аккорда, а бас, играя тонику, время от времени уходит на ту самую фригийскую ноту. Тогда гармония движется менее очевидно для слушателя, однако настроение лада передается композиции, создавая очень странное ощущение тревоги из ниоткуда.

Кроме этого, фригийский лад стоит использовать при создании испанской гармонии, если вы хотите добавить музыке характерный для этой страны колорит.

Источник

Уроки джаза >Как легко и быстро освоить все семь ладов?

Многие гитаристы начинают свое знакомство с семью ладами с ионийского лада, затем переходят к дорийскому и так далее вверх по грифу, пока не выучат все семь позиций мажорной гаммы.

Без сомнения, это довольно эффективный способ. Но сегодня вы узнаете, как можно быстро и легко выучить все семь ладов, начав с лидийского и понижая по одной ноте за один шаг, до тех пор, пока вы не научитесь играть все семь ладов на грифе.

Этот вариант предполагает отступление от привычной последовательности ладов.

Стандартный порядок ладов:

А вот в таком порядке мы будем учить их сегодня:

Чтобы эффективно использовать метод понижения одной ноты за раз, нужно выучить эту новую последовательность. Как только вы разберетесь с ладами, вы сможете вернуться к привычному порядку и объединить их в одну тональность на грифе.

Если вы поступите именно так, вы быстро выучите все лады и перегруппируете их в соответствии со стандартным порядком, и вам не придется заучивать семь разных аппликатур.

Вкратце расскажу об аккордовых схемах, представленных ниже. На каждой схеме вы увидите обозначения трех цветов. Вот что эти цвета обозначают:

Красный : тоника данного лада
Черный : ноты, повторяющиеся в данном и в предыдущем ладах
Синий : нота, добавленная к предыдущему ладу с целью образовать данный лад.

Теперь, когда вы знакомы с концепцией, которую я предлагаю вам сегодня, давайте перенесем ее на гитарный гриф.

Лидийский лад

Для начала вам нужно выучить аппликатуру лидийского лада. Он содержит одну повышенную ступень, а именно, #4. Это и будет нашей базой для всех семи аппликатур, поэтому отработайте ее как можно лучше, прежде чем переходить к следующему ладу.

Ионийский лад

Берем только что выученный лидийский лад и меняем одну ноту. В результате мы получаем ионийский лад. В данном случае мы понижаем четвертую ноту лидийского лада.

Миксолидийский лад

Берем за основу аппликатуру ионийского лада, меняем одну ноту и получаем миксолидийский лад. Здесь мы понижаем седьмую ступень ионийского лада.

Дорийский лад

Меняя одну ноту аппликатуры миксолидийского лада (а именно, понижая третью ступень), мы получаем дорийский лад. Мы перешли к ладам, основанным на миноре.

Эолийский лад

Второй минорный лад требует от нас понижения шестой ступень дорийского лада. В итоге у нас получился эолийский лад.

Фригийский лад

А сейчас понизьте вторую ступень эолийского лада, и вуаля — вы играете фригийский лад.

Читайте так же:  Чем хорош автомобиль лада грант

Локрийский лад

Понижая пятую ступень фригийского лада, вы получаете аппликатуру локрийского лада.

Очевидно, что начиная с лидийского лада и понижая по одной ноте на каждый шаг, вы можете быстро и легко освоить все семь ладов мажорной гаммы на гитаре. Также вы поймете и услышите, насколько тесно связаны между собой все эти лады. Ведь когда учишь их традиционным способом, эта связь не так заметна.

Упражнения на тренировку ладов

Если вы внимательно проработали каждый из семи ладов от ноты G, можете переходить к упражнениям. Они помогут вам закрепить полученные знания.

  1. Полностью проиграйте все три мажорных лада: лидийский-ионийский-миксолидийский от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
  2. Полностью проиграйте все четыре лада, основанных на миноре: дорийский-эолийский-фригийский-локрийский от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
  3. Проиграйте все семь мажорных ладов в стандартном порядке (см. начало статьи) от одной тоники. Повторите это упражнение во всех двенадцати тональностях.
  4. Включите минус в мажорной тональности (например, в тональности G) и начинайте играть соло, переходя от лидийского лада к ионийскому и миксолидийскому. Так вы услышите, как по-разному они окрашивают мажорный аккорд.
  5. Проделайте то же самое на фоне минуса в тональности Аm. На этот раз чередуйте А-дорийский, -эолийский, -фригийский и -локрийский лады.
  6. Повторите упражнения 4 и 5 во всех двенадцати тональностях. Затем попробуйте поиграть под минус из двух аккордов, например, G-C или Am-Dm и проработайте все семь ладов на их фоне.

У вас появились вопросы? Просто оставьте свой комментарий внизу. А чтобы получать уроки игры на гитаре, просто подпишитесь на ежедневную рассылку от Гитаршколы.

Мэтт Уорнок (Matt Warnock) — основатель и владелец mattwarnockguitar.com — бесплатного Интернет-ресурса, где гитарист любого уровня сможет найти сотни полезных уроков и материалов для дальнейшего развития и совершенствования. Мэтт живет в Великобритании. Он обучает игре на гитаре по Skype и является членом экзаменационной комиссии Лондонского музыкального колледжа (London College of Music) и объединения преподавателей игры на гитаре «Registry Guitar Tutors».

Отличный(как и все остальные)урок!

Я одного не понимаю. Вот включаю я минус в ля мажоре, и играю соло, переходя от лидийского лада к ионийскому и миксолидийскому ладам. Но не все ведь ноты из разных ладов одной тональности подходят, и получается диссонанс. Может я неправильно понял как практиковать ?

все гаммы если сыграны по формуле тонов дорийский фригийский как показано на грифе созвучны тоесть любую тыкай и она будет гармонировать

вот я отвечаю тут написано проиграйте во всех 12 тональностях?какие 12?вы их покажите или вообще не пишите о них.

В музыке существуют 12 обобщенных тональностей. Именно по этим тональностям предлагается проиграть гаммы:

иди-учи матчасть патом бирись за лады

И как мне сыграть на пример от Соль диез мажор? Это где вообще?

Я так понимаю интервал все равно либо тон тон полутон тон тон полутон, либо тон тон тон полутон тон тон полутон

Честно говоря, не понимаю почему именно такая альтернативная последовательность ладов? В стандартной последовательности есть простая логика.

Благодарю за подробный и полезный материал. Теперь я разобралась, что такое лад на гитаре.

Намешано в кучу 7 тональностей,12тональностей, мажор, минор, лады, а как их совмещать не написано, разбирайтесь сами. статья мягко говоря больше вопросов дает чем ответов.

Наоборот все довольно понятно расписано, не то что в учебнике по сольфеджио. Там про лад вообще не пойми как написано.

Дорийским ладом обыгрываются только минорные аккорды. Поэтому когда Владислав обыгрывает им Adur звучит диссонанс .

У меня вопрос, апликатура пеового по вашей программе лидийского лада с какой ноты начинаеться F#?

Первая нота будет зависеть от того, в какой тональности Вы играете. Если Вы выбрали тональность F# мажор, первая нота будет F#.

Соль диез это 4й лад шестой струны

Человеку, который только решил освоить данную тему, ничего не понятно.

Я пианистка, искала материал, как быстро освоить Лады. Материал дан прекрасно! Спасибо. Могу добавить ещё один способ запоминания дорийского: взять мажорную гамму тоном ниже и сыграть ее от заданного тона. Например: нужно сыграть до дорийский: берёте мажорную гамму Bb и играете ее от до : С D Eb F G A Bb C ; кому непонятно, значит вам рано ещё этот материал осваивать, гаммы нужно знать прекрасно, чтобы подойти к Ладам и импровизации.
Лидийский: если знаете порядок появления следующего диеза, то очень просто: к ионийскому ( то есть мажорной вашей гамме) прибавляйте один диез, и в лидийском: D majeur ( F#C#) следущий G# , итак в вашем ре лидийском 3 диеза, или считайте 4 повышенную , тоже не сложно .

Вас прямо спросили, накой эти ваши лады нужны, если для мажорных аккордов подходит только ионийский лад, а для минора — эолийский. При чем только натуральные, а остальное все всирать будет, потому что ступени в аккордах докручивать надо чтобы звучало.
люди-то не знают же совсем основ. вот и объясните сначала откуда гамма берется, что в тональности акккорды тоже не рандомно появляются, потом построение аккордов, аккордовые последовательности, кружочек ваш этот любимый покажите, ато все так просто как будто. Учить — это вам не penis canina.

А просто с нуля — это по CAGED системе.

И тут мы приходим к пониманию, что «золотой таблетки» не существует и для изучения и понимания музыкальной теории нужны жопачасы.

Источник

Оцените статью