Как использовать различные лады

Что такое лады, и как я могу их использовать?

В этом уроке ты узнаешь, что такое лады, как они выглядят применительно к гитаре, и как ты можешь их использовать в своих соло и импровизации. Речь пойдет о самых популярных ладах, известных как натуральные.

Лады можно выведести из мажорной гаммы.

В ладах нет ничего нового. Лады в том виде, в котором мы используем их сегодня, появились в 1675 году.

Вероятно, ты уже играл лады ранее, может быть не понимая, что ты играешь именно их. Ты можешь сыграть мажорную гамму? Если да, то ты уже знаешь первый лад (из 7-ми), который известен как ионийский.

Ионийский лад в тональности C (он же C мажорная гамма) является первым натуральным ладом и не содержит каких-либо знаков альтерации (диезы и бемоли). Цифры от 1 до 7 составляют формулу лада — это теоретический способ ее обозначения:

C ионийский лад (= C мажорная гамма)

Сыграй C мажорную гамму со второй ступени (ноты). Ты получил второй лад – дорийский. Ступени 3 и 7 данного лада понижены на полтона относительно ступеней ионийского лада.

Теперь сыграй C мажорную гамму с третьей ступени, и ты получишь третий лад – фригийский. Степени 2, 3, 6 и 7 данного лада понижены на полтона относительно ступеней ионийского лада.

Мы можем продолжать это для каждой ступени мажорной гаммы, но я думаю, что ты уже понял принцип. Чуть ниже ты найдешь список со всеми натуральными ладами.

Каждый лад имеет свое собственное уникальное звучание. Звучание зависит от того, как интервалы расположены на протяжении лада. Несмотря на то, что ноты ладов абсолютно одинаковы, звучат они абсолютно по-разному, потому что тональный центр смещается. В C ионийском ладу тональностью является нота C , а, например, в D дорийском тональностью является уже нота D.

Каждый лад имеет родственный аккорд. Мы можем найти данный аккорд, опираясь на четыре ступени лада 1, 3, 5 и 7. Проделаем это с C ионийским ладом. Его ступени следующие C E G B. В результате получаем аккорд Cmaj7.

Если построить аккорд для D дорийского лада, то получим аккорд Dmin7.

Далее находится обзор 7-ми гармонических ладов C мажорной гаммы, их формулы и соответствующий им аккорд:

I Ионийский 1 2 3 4 5 6 7 C D E F G A B Cmaj7

II Дорийский 1 2 b3 4 5 6 b7 D E F G A B C Dm7

III Фригийский 1 b2 b3 4 5 b6 b7 E F G A B C D Em7

IV Лидийский 1 2 3 #4 5 6 7 F G A B C D E Fmaj7

V Миксолидийский 1 2 3 4 5 6 b7 G A B C D E F G7

VI Эолийский 1 2 b3 4 5 b6 b7 A B C D E F G Am7

VII Локрийский 1 b2 b3 4 b5 b6 b7 B C D E F G A Bm7b5

Тебе стоит запомнить названия и формулы этих ладов. Вот мнемонический трюк, который поможет тебе быстрее запомнить названия:

I Don’t Play Like My Aunt Lucy ( я не играю как моя тетя Люси ).

Теперь посмотрим, как лады играются на гитаре. Используй все свои чувства, чтобы выучить лады: слух (самое важное), зрение (для распознавания аппликатур ладов на грифе), ум (для запоминания формул ладов) и ощущения в своих пальцах.

Красным кругом обозначена тоника, она же первая ступень лада. Буква внутри круга обозначает название ноты.

Черным кругом обозначены прочие ноты лада.

Также здесь приведены примеры музыкальных фраз, которые позволят тебе услышать, как используются лады на гитаре.

Используется поверх мажорных аккордов

В данной музыкальной фразе ты можешь использовать арпеджио аккордов Fmaj7 и Cmaj7, начиная с седьмой ступени и двигаясь далее через ступени 1, 3 и 5, как это происходит в первом такте. Эта распространенная техника арпеджио применяется к джазовым ладам, которые ты изучишь позже.

Используется поверх минорных аккордов

Ты можешь узнать в этом отрывке влияние Miles Davis и его соло из песни «So What». Большие интервальные скачки характеризуют этот музыкальный фрагмент и являются отличным способом внесения разнообразия в свою игру.

Формула: 1 b2 b3 4 5 b6 b7

Используется поверх минорных аккордов (имеет испанский характер и часто используется при игре фламенко)

Здесь приведена аппликатура музыкальной фразы, которая строится на нисходящем движении по фригийскому ладу. Движение по ладу может стать отличным способом для создания музыкальной атмосферы, но тут важно не переусердствовать.

Используется поверх мажорных аккордов

Здесь ты можешь видеть восходящие фразы по три ноты в каждой, которые использованы для построения длинного музыкального фрагмента. Иногда такой простой способ построения мелодии, примененный в нужном месте, может быть прекрасным вариантом для соло.

Используется поверх доминантных аккордов

Миксолидийский лад часто используется в джазе и блюзе.

Данная фраза содержит в себе распространенные хроматические ноты, характерные для стиля Bebop. Они соединяют ноты гаммы и вносят разнообразие в простую музыкальную идею.

Используется поверх минорных аккордов

Данный фрагмент сосредоточен на специфической ноте эолийского лада: b6. Оставаясь на этой ноте, ты подчеркнешь звучание лада в своей партии, которая будет заметно отличаться от партий, сыгранных другими минорными ладами.

Формула: 1 b2 b3 4 b5 b6 b7

Используется поверх полууменьшенных аккордов

Последняя фраза данного урока начинается с арпеджио аккорда Bm7b5 и использует немного хроматических нот для внесения разнообразия в звучание лада.

Источник

Лады народной музыки. Разбор 7 ладов народной музыки с подробными примерами

Лады народной музыки. Общая информация

Перед тем, как европейская музыкальная теория окончательно оформилась в виде четких правил отношения нот друг к другу, народы мира использовали в своих песнях так называемые лады народной музыки. Они представляли собой структуры, очень схожие с теми гаммами, которые мы видим сейчас, однако имели свое построение и особый окрас. В данной статье мы подробно расскажем общую теорию ладов, как они развивались со временем и как выглядят сейчас.

История ладов народной музыки

В первую очередь, лады народной музыки ассоциируются с Грецией, поскольку носят названия греческих провинций, в которых они появились. Однако подобные семиступенные звукоряды на самом деле вовсе не изобретение греков. На деле структуры, подобные известным нам ладам, появлялись в разных местах земного шара в разное время. При этом названия ладов изначально не были статичны, они менялись вместе с тем, как развивалась и менялась музыкальная мысль. Стоит также упомянуть, что помимо ладов с семью ступенями, среди народов были распространены и пятиступенные лады – их мы сейчас называем пентатоники на гитаре .

Во время структуризации музыки во времена Средневековья и Возрождения, лады также нашли свое место в европейской теории. Сначала на их основе была выстроена система церковных хоралов, которую чуть позже стали называть церковными ладами.

С появлением темперированного строя можно говорить о пропаже разницы между ряда ладов и гамм – а именно, между эолийский и ионийским ладом и натуральным минором и мажором соответственно. Сейчас эти лады считаются полностью идентичными своим гаммам.

В двадцатом веке лады, до этого использовавшиеся очень сдержанно, пережили второе рождение. Это связано с повышенным интересом к народной музыке, который продолжается до сих пор. Самый известный пример ладов народной музыки в современных композициях – фригийский лад, который постоянно используется в тяжелом металле.

Читайте так же:  Лада ларгус с кросс в белом цвете

Отличия от обычной гаммы

Народные лады отличаются от обычных гамм двумя чертами. Первая – это повышенные или пониженные ступени, которые как раз и создают то самое характерное звучание конкретного лада. В случае гамм на гитаре , вам потребуется понять, какая нота находится на нужной ступени и поднять или опустить ее в зависимости от того, какое звучание хотите получить.

Кроме этого, народные лады – модальны, а не тональны. Это означает, что привычные гармонические отношения тоника-субдоминанта-доминанта в них выражается гораздо слабее. Если вы находитесь внутри лада, то вам совершенно не обязательно завершать фразу доминантой в тонику, вы вольны использовать любые гармонические и фразовые ходы, которые сочтете нужными или приятными с музыкальной точки зрения.

Для аранжировщиков это так же означает значительное расширение гармонических возможностей, поскольку при помощи ладов можно не только задать композиции определенную краску настроения, но и выстроить необычную гармонию, которая будет удивлять слушателя.

Группы ладов

Все народные лады разделяются на две группы.

Лады мажорного наклонения. Их отличительная черта – высокая третья ступень. К этим ладам относятся:

Лады минорного наклонения с низкой третьей ступенью. Это:

Список ладов народной музыки

Ионийский

Лад мажорного наклонения, который легче всего строить от ноты до. Не имеет в себе поднятых ступеней и соответствует натуральной мажорной гамме. Выстраивая его в тональности до-мажор вы получаете следующие ноты:

Данный лад параллелен Эолийскому минору.

Фригийский

Минорный лад, отличительная черта которого – пониженная вторая ступень в гамме. Отличается агрессивным, злым, очень мрачным настроением. Легче всего выстраивается от гаммы ми-минора. В нем вы получите вот такие ноты:

Лидийский

Лад мажорного наклонения с повышенной четвертой ступенью. Отличается возвышенным, радостным звуком. Легче всего строить от Фа-мажора, внутри этой тональности у лидийского лада будут следующие ноты:

Дорийский

Минорный лад, содержит в себе поднятую шестую ступень. По настроению – менее минорный и более радостный, светлый, восторженный. Легче всего строится от ноты Ре в тональности ре-минор. Является параллельным Лидийскому ладу.

Миксолидийский

Мажорное наклонение, в гамме понижена седьмая ступень. Легче всего его выстраивать от соль-мажора. Характерен для музыки Ирландии и кельтов, а также кантри, блюза и рок-н-ролла. Параллелен фригийскому ладу. В соль-мажоре имеет следующие ноты:

Эолийский

Минорный лад, который своим звучанием и структурой соответствует обычной минорной гамме. Легче всего выстраивается от ноты Ля:

Локрийский

Самый необычный лад. Внутри него понижены вторая и пятая ступени. Дает мрачное, таинственное, страшное звучание. Легче всего выстраивается из гаммы ля-минор:

Как вы уже заметили, основой для всех ладов народной музыки является гамма до-мажор. Каждой из гамм в народных ладах соответствует своя нота, и если внутри этой тональности играть тот же звукоряд, что вы играете внутри до-мажора – то вы автоматически будете находиться в интересующем вас ладу. При этом для того, чтобы построить народные гаммы в любой другой тональности, вам достаточно просто запомнить структуру гаммы до-мажор, и отталкиваться именно от нее.

Источник

Лады народной музыки для современного музыканта

Многие современные музыканты используют в своей деятельности лады народной музыки и даже не догадываются об этом. Разбираемся вместе в различных ладах и тонкостях их изучения.

Музыкальный лад — это, по сути, связь звуков. В музыке их существует множество. Мы же детально расскажем о натуральных ладах — ладах народной музыки.

Во время обучения теоретическим основам импровизации в колледже культуры и искусств мне понравилась фраза: «все натуральные лады народной музыки параллельны друг другу». Что это значит?

Все лады, сыгранные в одной диатонической гамме, – ионийский, дорийский, фригийский, лидийский, миксолидийский, эолийский, локрийский – состоят из одних и тех же звуков, расположенных в разном порядке. Это напоминает параллельные мажор и минор, который состоят из одних и тех же нот, но начинаются с разных звуков.

Названия ладов пришли к нам из Греции и немного изменялись с течением времени. Мы же ориентируемся на современные варианты — именно они и используются активнее всего.

Ионийский лад

Он же натуральный мажор. Ионийский лад ДО состоит из известной последовательности нот – до ре ми фа соль ля си – без альтераций в виде диезов или бемолей.

Ионийский ЛЯ имеет альтерации (три – фа, соль и до), также как и МИ (четыре – соль, фа, до, ре) и т.д. ДО ионийский расположен по белым клавишам фортепиано от ноты ДО до ноты ДО. Тоновая формула лада: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон. Звучание ионийского лада очень светлое, праздничное. «Jingle bells», «We wish you a merry Christmas», «Twinkle twinkle little star» – примеры простых мелодий, написанных с использованием этого лада.

Мои попытки импровизации на первых этапах игры на гитаре начинались именно с этого лада. Познакомиться с этим ладом можно очень просто: найдите сборники по сольфеджио для музыкальной школы, откройте раздел о натуральном мажоре и поиграйте или спойте все мелодии. В учебнике по джазовой импровизации Манилова и Молоткова рекомендуют: всё, что вы играете на инструменте, сначала нужно пропеть. Имеется в виду не академическое, эстрадное или фольклорное пение с правильным резонированием, дыханием и певческой позицией, а внятное в римтически-звуковысотном смысле пропевание нот с их названием (сольмизация) или просто каким-то одним звуком (интонирование или скэт).

Это очень важно, ведь у каждого лада есть характерное звучание. Поэтому, спев натуральный мажор как звукоряд, а также спев мелодии, написанные в этом ладу, вы получите глубокое понимание лада. Это важнее, чем сухое знание строения и корректной аппликатуры при игре. Ощущение лада даст вам возможность использовать его в нужном контексте при аранжировке или импровизации.

Как я уже писал в своей статье об основах импровизации, очень важно играть ритмично, а точнее, ритмизированно.

Если вы инструменталист, то, узнав формулу лада, спев его и мелодии, разучите одну-две типовые аппликатурные модели лада для вашего инструмента. Дальше используйте секвенсор или найдите минусовую фонограмму в ДО ионийском или ДО натуральном. Попробуйте поиграть фразы длиной в один-два такта, состоящие из знакомых вам ритмических шаблонов. Поиграйте четвертями, потом восьмыми, потом шестнадцатыми, галопирующим рисунком, пунктиром и их сочетаниями. Самое главное – контролируйте ритмику и метроритм того, что вы играете. Попрактиковавшись какое-то время, вы почувствуете звучание лада и сможете освоить его полностью.

Дорийский Лад (DORIAN MODE)

С ноты ре и до следующей ноты ре, двигаясь только по белым клавишам, расположен дорийский лад (дорийский минор). Он состоит из нот: ре ми фа соль ля си до ре. Формула лада: тон-полтона-тон-тон-тон-полтона-тон.

С фонической точки зрения, у этого лада минорный колорит с мажорным оттенком. Если сыграть его как звукоряд от тоники до тоники, то звучание получится минорным, но не грустным, а мягким. В дорийском ладу написана известная мелодия «APACHE» группы The Shadows и соло в песне группы Shocking blue «Venus». Дорийская мелодика и аккордика распространена в современной музыке – ее можно встретить у Земфиры, «Пинк Флойд», «The Beatles», группы «Машина Времени» и т.д.

Читайте так же:  Клапана вентиляционные лада гранта

Дорийский лад можно отнести к «модным» ладам. Его любят использовать современные композиторы, сонграйтеры, аранжировщики и джазовые музыканты. Импровизация в дорийском ладу отлично подходит для игры на лаундж-вечеринках, фоновой музыки, ненавязчивой коктейль-мьюзик и т.д. Хорош этот лад и в блюзовом, и в блюз-роковом контексте. Поэкспериментируйте с ним, поиграйте ряд мелодий, поимпровизируйте и определите, с чем он у вас ассоциируется и в каком контексте его уместнее всего использовать.

Фригийский Лад (PHRIGYAN MODE)

С ноты ми и до ноты ми, по белым клавишам фортепиано, расположен фригийский лад. Его иногда называют фригийским минором из-за минорной терции или «испанским» (не путать с гаммой фламенко). Он состоит из таких нот – ми фа соль ля си до ре ми. Его формула: полтона-тон-тон-тон-полтона-тон-тон.

В отличие от дорийского лада, фригийский мрачнее натурального минора. Этот лад подходит для создания печального звучания. Во фригийском ладу написана, «Песнь Варлаама» Мусоргского. Этот лад часто используется в металлических направлениях из-за своего колорита.

Поэкспериментировав с этим звукорядом, вы сможете составить личное представление о фонизме, характере, ауре и образе лада и решите, где и когда вам его применять. Сравнивая дорийский и фригийский лады можно сказать, что дорийский лад как бы просветляет и «мажорит» минор, а фригийский – мрачнит и «минорит» ещё больше.

Лидийский Лад (LYDIAN MODE)

Лидийский лад, сыгранный по белым клавишам фортепиано, состоит из нот – фа соль ля си до ре ми фа. Формула лада – тон тон тон пол тона тон тон пол тона.

Первые три ноты расположены друг от друга на расстоянии тона, что немного роднит лад с целотонной гаммой по звучанию. Лидийский лад звучит просторно и широко. Он ещё более мажорный натурального мажора. Этот лад любит использовать в своих композициях известный американский гитарист Джо Сатриани. Экспозиция его «Flying in a blue dream» состоит из фраз, сыгранных в лидийском ладу от различных тоник. Этот лад также можно отнести к «модным» ладам. Он не был в ходу ни в венской классике, ни у композиторов-романтиков. Я бы отнёс его к звукорядам, подходящим большим сценическим концертам.

Миксолидийский Лад (MIXOLYDIAN MODE)

Звукоряд с «мажорным» звучанием. Его ноты по белым клавишам – соль ля си до ре ми фа соль. Формула лада: тон-тон-пол тона-тон-тон-пол тона-тон.

Если проводить параллели с минорными ладами (дорийским и фригийским), то можно сказать, что этот лад звучит не так празднично. Миксолидийский лад часто используется тем же Джо Сатриани. Первая часть его композиции «Summer song» написана в миксолидийском ля.

Лад используют в современной блюзовой импровизации, рок-музыке и поп-музыке. Миксолидийский лад хорошо бы подошел для импровизации в песне «Tequila» группы «The Champs», «After dark» группы «Tito and tarantula». Использование миксолидиской, пониженной (относительно натурального мажора) седьмой ступени характерно для рифов группы AC/DC, роковых номеров The Beatles, Queen, Rolling Stones и т.д.

Снова поем лад, мелодии, ритмизировано импровизируем, ощущаем колорит и образ. Если вы гитарист, попробуйте поиграть его на чистом звуке и на различных перегрузах. Для клавишников было бы лучше использовать различные тембры, так как краска каждого лада может быть подчеркнута и тембрально.

Эолийский Лад (AEOLIAN MODE)

Один из основных ладов, натуральный минор. По белым клавишам состоит из таких нот – ля си до ре ми фа соль ля. Формула лада: тон полтона тон тон полтона тон тон.

Несмотря на «минорность» лада, он звучит достаточно мягко и лирично. Для создания трагического настроения композиторы и авторы песен используют альтерированные варианты – например, гармонический или дважды гармонический.

В натуральном миноре написано много народных песен — известная русская «Во поле берёза стояла» или украинская «За світ встали козаченькі». Стоит упомянуть и мелодию «Greensleeves», которая существует в двух вариантах – с альтерациями и без. К слову, большая часть песен группы «Кино» написана Виктором Цоем именно в эолийском ладу.

Локрийский Лад (LOCRIAN MODE)

Локрийский лад — один из самых редко используемых в популярной музыке, но часто встречающийся в стилях металлической сцены. Нотный состав по белым клавишам: си до ре ми фа соль ля. Формула лада: пол тона тон тон пол тона тон тон тон.

Этот лад используют редко, ведь на первой ступени звукоряда нельзя построить тоническое трезвучие – ни мажорное, ни минорное. Тональность будет непонятной, и неподготовленному слушателю такое звучание покажется странным. Однако большое количество металлических риффов, риффов в стиле трэш-метал, индастриэл, дэз- и блэк-метал строится именно на этой последовательности нот. Из всех «минорных» ладов у этого — самый мрачный колорит. Я обращаюсь к такому звукоряду, когда хочу сочинить «злой и жёсткий» гитарный рифф. Найти мелодии, написанные в данном ладу, будет непросто, но риффов есть много.

Мы рассмотрели лады, построенные последовательно на ступенях диатонического мажора – до ионийский, ре дорийский и т.д. Конечно, каждый из этих ладов может быть построен от любой ноты. Грамотный музыкант должен с лёгкостью уметь перечислить ноты, входящие в состав, например, ля фригийского, и тут же перечислить ноты ля дорийского и т.п.

Для этого есть два пути. Первый — использование тоновой формулы, о которой мы говорили в каждом из пунктов.

Второй подход немного другой. Все эти лады можно разделить на две категории – мажорные и минорные. Хорошо зная строение натурального лада от любой ноты, можно строить любой из ладов народной музыки, соотнося их с натуральным мажором или минором.

Ниже приводим подсказку: дорийский лад (минорный лад) – натуральный минор с повышенной на полтона 6-й ступенью; фригийский лад (минорный лад) – натуральный минор с пониженной на полтона 2й ступенью; локрийский лад (минорный лад) – натуральный минор с пониженными на полтона 2й и 5й ступенями; лидийский лад (мажорный лад) – натуральный мажор с повышенной на полтона 4й ступенью; миксолидийский лад (мажорный лад) – натуральный мажор с пониженной на полтона 7й ступенью.

Отличный способ запоминания колорита ладов — их игра в сопоставлении друг с другом на остинатный бас. Запишите в секвенсор ровную басовую партию, состоящую из одной ноты. Для простоты введите её восьмыми нотами. Во время звучания поиграйте ритмичные фразы в один-два такта в каких-либо контрастных ладах. Несмотря на неизменность аккомпанемента, звуковая картина будет получаться разной даже при использовании одинаковой ритмики для обоих ладов. Экспериментируя, пропевая все, что вы играете, вы постепенно сформируете четкое представление о каждом из ладов.

Множество музыкантов, особенно гитаристов, ограничиваются буквально двумя-тремя звукорядами (мажор, минор, пентатоника). Со временем вся их композиторская и импровизационная деятельность становится шаблонной и предсказуемой. Они сами начинают уставать от собственного звучания. Знание даже небольшого количества ладов станет толчком к развитию и круто прокачает ваши музыкальные навыки, так что не стоит ограничивать себя. Вовсе наоборот — дайте себе простор для развития, изучайте и используйте разные лады и совсем скоро вы увидите, как сильно эти знания могут повлиять на ваше звучание.

Источник

Оцените статью