Как построить дорийский лад от до

Что такое дорийский лад и в чем его особенность

Привет! Мы продолжаем серию постов о ладах на гитаре. Разберем натуральные лады – классические и наиболее часто используемые. Узнаем, как может практически применить знания о ладовой системе гитарист. Сегодня разбираемся с дорийским ладом.

Дорийский лад. Общая информация

Дорийский лад – это одна из самых древних звуковых систем, бывшая в ходу еще в Средние века и во времена Античности. Название тоже связано с античной Грецией, а точнее с племенем дорийцев.

Это минорная гамма, которая звучит как натуральный минор с поднятой шестой ступенью. Его строение: тон-полутон-тон-тон-тон-полутон-тон, или же 2 тетрахорда Т-П-Т, соединенные тоном посередине. Это делает его симметричным.

Так выглядит звукоряд Am-dorian:

Отличия от обычного минора

От натурального минора дорика отличается повышенной шестой ступенью. Посмотрите на картинку с построением выше: у шестой ноты стоит знак диеза. Приподнятая ступень придает мелодиям возвышенное, светлое настроение, гамма становится чуть более мажорной.

Аппликатуры дорийского лада

Построим звукоряд от одной из тоник. Представленную схему можно двигать по грифу и получать одинаковый звуковой рисунок в различных тональностях. К примеру, построим ля-минор от пятого лада. Начинаем с шестой струны:

Перешагиваем через лад и попадаем на следующую тонику.

Простейшим примером дорики на фортепиано будет последовательность от «ре» до «ре», сыгранная на белых клавишах.

Аккорды дорийского лада

Чаще всего строятся от натуральных минорных. Для примера возьмем Am, в базовом варианте составленный нотами А-С-Е. А вот Am-dorian включает в себя четвертый звук F#, то есть ту самую повышенную шестую. Другим способом можно получить этот аккорд, заменив один звук (не тонику) на F#. Например: А-F#-Е.

Дорийский лад в музыке

Больше всего его любят джазовые, блюзовые, фанк-музыканты, в т. ч. импровизаторы. Начиная с 50-х годов эта гармония стала даже популярнее обыкновенного минора, а теперь почти полностью вытеснила.

В Средневековье его активно использовали при написании церковной музыки, чтобы добиться возвышенного звучания, настроения «светлой печали». В возрождении этого строя в 20 в. большую роль сыграл Джими Хендрикс, который много экспериментировал и с другими ладами.

Сейчас довольно часто встречается при создании поп-музыки.

Среди популярных композиций в дорике можно назвать:

  1. The Beatles – Eleanor Rigby.
  2. Майлз Дэвис – So What.
  3. Джордж Гершвин – Summertime.

Дорийские аккорды придают композиции оттенки античной мелодии или средневековой баллады. В некоторых сочетаниях они создают этническое звучание и восточный колорит, но считаются диссонантными. Из-за негармоничного для современного слушателя звучания их нельзя применять слишком часто.

Куда лучше строить из дорики соло, звучание будет вполне гармоничным, но новым на слух.

Видео

На мой взгляд, у Александра Зилкова есть лучшее видео-объяснение ладовой системы, рекомендую посмотреть.

Надеюсь, вы сможете применять новые навыки при создании собственных композиций. Умения обращаться с ладовой теорией позволяет талантливо импровизировать и писать аранжировки.

Расскажите в комментариях, как быстро вам удалось освоить этот прием.

Зачем нужен дорийский лад. Видеоурок по импровизации:

Что Такое Дорийский Лад. Рассказывает педагог ГМКЭДИ Михаил Суджян:

Источник

Лады народной музыки. Разбор 7 ладов народной музыки с подробными примерами

Лады народной музыки. Общая информация

Перед тем, как европейская музыкальная теория окончательно оформилась в виде четких правил отношения нот друг к другу, народы мира использовали в своих песнях так называемые лады народной музыки. Они представляли собой структуры, очень схожие с теми гаммами, которые мы видим сейчас, однако имели свое построение и особый окрас. В данной статье мы подробно расскажем общую теорию ладов, как они развивались со временем и как выглядят сейчас.

История ладов народной музыки

В первую очередь, лады народной музыки ассоциируются с Грецией, поскольку носят названия греческих провинций, в которых они появились. Однако подобные семиступенные звукоряды на самом деле вовсе не изобретение греков. На деле структуры, подобные известным нам ладам, появлялись в разных местах земного шара в разное время. При этом названия ладов изначально не были статичны, они менялись вместе с тем, как развивалась и менялась музыкальная мысль. Стоит также упомянуть, что помимо ладов с семью ступенями, среди народов были распространены и пятиступенные лады – их мы сейчас называем пентатоники на гитаре .

Во время структуризации музыки во времена Средневековья и Возрождения, лады также нашли свое место в европейской теории. Сначала на их основе была выстроена система церковных хоралов, которую чуть позже стали называть церковными ладами.

Читайте так же:  Ремень грм 111 зубьев для лада гранта

С появлением темперированного строя можно говорить о пропаже разницы между ряда ладов и гамм – а именно, между эолийский и ионийским ладом и натуральным минором и мажором соответственно. Сейчас эти лады считаются полностью идентичными своим гаммам.

В двадцатом веке лады, до этого использовавшиеся очень сдержанно, пережили второе рождение. Это связано с повышенным интересом к народной музыке, который продолжается до сих пор. Самый известный пример ладов народной музыки в современных композициях – фригийский лад, который постоянно используется в тяжелом металле.

Отличия от обычной гаммы

Народные лады отличаются от обычных гамм двумя чертами. Первая – это повышенные или пониженные ступени, которые как раз и создают то самое характерное звучание конкретного лада. В случае гамм на гитаре , вам потребуется понять, какая нота находится на нужной ступени и поднять или опустить ее в зависимости от того, какое звучание хотите получить.

Кроме этого, народные лады – модальны, а не тональны. Это означает, что привычные гармонические отношения тоника-субдоминанта-доминанта в них выражается гораздо слабее. Если вы находитесь внутри лада, то вам совершенно не обязательно завершать фразу доминантой в тонику, вы вольны использовать любые гармонические и фразовые ходы, которые сочтете нужными или приятными с музыкальной точки зрения.

Для аранжировщиков это так же означает значительное расширение гармонических возможностей, поскольку при помощи ладов можно не только задать композиции определенную краску настроения, но и выстроить необычную гармонию, которая будет удивлять слушателя.

Группы ладов

Все народные лады разделяются на две группы.

Лады мажорного наклонения. Их отличительная черта – высокая третья ступень. К этим ладам относятся:

Лады минорного наклонения с низкой третьей ступенью. Это:

Список ладов народной музыки

Ионийский

Лад мажорного наклонения, который легче всего строить от ноты до. Не имеет в себе поднятых ступеней и соответствует натуральной мажорной гамме. Выстраивая его в тональности до-мажор вы получаете следующие ноты:

Данный лад параллелен Эолийскому минору.

Фригийский

Минорный лад, отличительная черта которого – пониженная вторая ступень в гамме. Отличается агрессивным, злым, очень мрачным настроением. Легче всего выстраивается от гаммы ми-минора. В нем вы получите вот такие ноты:

Лидийский

Лад мажорного наклонения с повышенной четвертой ступенью. Отличается возвышенным, радостным звуком. Легче всего строить от Фа-мажора, внутри этой тональности у лидийского лада будут следующие ноты:

Дорийский

Минорный лад, содержит в себе поднятую шестую ступень. По настроению – менее минорный и более радостный, светлый, восторженный. Легче всего строится от ноты Ре в тональности ре-минор. Является параллельным Лидийскому ладу.

Миксолидийский

Мажорное наклонение, в гамме понижена седьмая ступень. Легче всего его выстраивать от соль-мажора. Характерен для музыки Ирландии и кельтов, а также кантри, блюза и рок-н-ролла. Параллелен фригийскому ладу. В соль-мажоре имеет следующие ноты:

Эолийский

Минорный лад, который своим звучанием и структурой соответствует обычной минорной гамме. Легче всего выстраивается от ноты Ля:

Локрийский

Самый необычный лад. Внутри него понижены вторая и пятая ступени. Дает мрачное, таинственное, страшное звучание. Легче всего выстраивается из гаммы ля-минор:

Как вы уже заметили, основой для всех ладов народной музыки является гамма до-мажор. Каждой из гамм в народных ладах соответствует своя нота, и если внутри этой тональности играть тот же звукоряд, что вы играете внутри до-мажора – то вы автоматически будете находиться в интересующем вас ладу. При этом для того, чтобы построить народные гаммы в любой другой тональности, вам достаточно просто запомнить структуру гаммы до-мажор, и отталкиваться именно от нее.

Источник

Дорийский лад. Строение, аппликатуры для гитары и практическое использование в музыке

Дорийский лад. Общая информация

Дорийский лад – один из типов натурального звукоряда, отличающийся от классического минора, который был широко распространен во времена средневековья и античности. Он до сих пор используется в различных современных композициях, и каждому музыканту необходимо понимать, как он выстраивается, чтобы расширить свой музыкальный словарь. В данной статье мы подробно расскажем про дорийскую гамму, как ее строить и использовать.

Отличия от обычного минора

Дорийский лад относится к минорному наклонению, однако отличается от обычного звукоряда своим настроением.

Для начала давайте вспомним, как выглядит стандартная минорная гамма на примере тональности Ля-минор.

В дорийской гамме мы поднимаем шестую ступень – то есть, ноту F. Соответственно, у нас получается следующая последовательность нот. Таким образом, строение дорийского лада выглядит вот так:

Эта ступень дает минорному ладу более радостное и мажорное звучание, которое в современной музыке больше ассоциируется с джазом и фанком.

Попробуйте построить дорийский минор от любой другой тональности – например, от Гаммы Ре-минор .

Аппликатуры дорийского лада

Аппликатура дорийского лада на гитаре почти ничем не отличается от классической минорной гаммы. Для удобства мы построим классическую аппликатуру от пятого лада. Ее же можно переносить по грифу, меняя тонику и получая нужные вам ноты.

Читайте так же:  Стоматологии ижевска лада эстет

Как можно увидеть, аппликатура очень схожа с блюзовой гаммой . Эти два лада очень часто комбинируют между собой, добиваясь интересного и самобытного звучания.

Аккорды дорийского лада

Чаще всего дорийский лад используется для обыгрывания минорных аккордовых последовательностей .

Для того чтобы построить дорийский аккорд, нам нужно добавить к уже готовой аккордовой форме ту самую повышенную шестую ступень, получая дорийскую сексту. Вот пример, использующий аккорд Am. Его базовая форма выглядит так:

Достроим к этому минорному трезвучию дополнительную ноту – нашу шестую ступень. У вас получится:

Кроме этого, вы можете поменять одну из ступеней на тот самый F# и получить следующую схему:

Это трезвучие также обладает характерным «дорийским» звучанием.

Дорийский лад в музыке

Из всех ладов народной музыки дорийский используется больше всего. Очень часто его можно услышать в фанке и джазе, а также в поп-музыке. Ниже приведены примеры песен с использованием дорийского лада:

  1. John Coltrane – Impressions
  2. Jimi Hendrix – Purple Haze
  3. Santana – Evil Ways
  4. Miles Davis – Milestones
  5. The Beatles – Eleanor Rigby

Использование дорийского лада

Использование дорийской гаммы оправдано, в первую очередь, в джазовой и фанковой импровизации. Стоит сказать, что аккорды, которые выстраиваются через дорийские ступени, относятся к диссонантным, и использовать их надо очень осторожно. Если же ваша задача – играть соло, то чтобы заставить звучать композицию интереснее, как раз можно использовать дорийский лад. Неслучайно это одна из самых популярных гамм в поп-музыке.

Кроме этого, дорийский лад можно использовать для создания этнического звучания, и стилизации песни под греческие композиции или средневековые баллады. Данный тип минора дает грустное звучание, в котором время от времени появляются нотки радости.

Источник

Дорийский лад

Дорийский лад или как его еще называют дорийский минор — одна из популярнейших гамм, которая повсеместно используется в самых разных стилях. Однако чаще всего ее звучание ассоциируется с джазом и фанком. В джазе дорийский лад настолько распространен, что считается основным, а натуральный минор рассматривается, как исключение.

Дорийский лад можно получить из мажорной гаммы, если играть ее от II ступени. Поскольку я уже упоминал о недопустимости трактовать лад, как производное от гаммы, то прежде всего нужно запомнить его «математическое» строение. Формула дорийского лада Т-П-Т-Т-Т-П-Т. Запишем от ноты A:

Как видите по сравнению с натуральным минором в дорийском 6 ступень повышена. Эта ступень вносит мажорное, светлое звучание. Также несложно заметить, что дорийский лад состоит из двух одинаковых тетрахордов вида T-П-Т, что является одной из причин его популярности (симметрия основа музыки!)

Послушайте пример звучания:

Как и любой другой натуральный лад дорийский имеет свои характерные интервалы, аккорды и каденции, которые позволяют наиболее полно и четко его обозначить.
Обычно есть несколько контекстов использования этого лада в музыке. В блюзе очень часто используется дорийский-блюзовый лад смесь блюзовой пентатоники и дорийского минора. Более подробно его я рассматривал здесь. В фанке очень часто употребляется ход типа:

Обратите внимание,что для обозначения лада необходимо всего две ступени (если учесть,что в басу будет основной тон аккорда) — это мажорная 6 и минорная третья. Обе они присутствует в этом ходе.

Наиболее характерным является интервал сексты на первой ступени лада, который получил название дорийская секста. Послушайте фанковый грув с использованием характерных ходов дорийского лада.

Очень часто дорийское звучание может появляться случайным образом, например, как проникновение мажорных элементов в минорную гамму. Хотя звучание будет идентичным, но принципы использования совсем разные. Отличие, как всегда в природе модальных ладов, которые являются самодостаточными. Использование дорийского лада в импровизации:

Как уже упоминалось в джазе дорийский лад используется для обыгрывания аккордов минорного наклонения(m7,m9 и т.д.). Кроме того дорийский лад можно использовать для обыгрывания альтерированных септаккордов содержащих в себе какое-либо минорное трезвучие:

В приведенном выше пример аккорд E7#5b9 при энгармонической замене g# на Ab дает нам аккорд F минор, следовательно самый простой способ это обыгрывать альтерированные септаккорды дорийским минором отстоящим от основного на полтона. Это известная формула обыгрывания аккордов.

Также дорийский лад очень часто употребляется в модальных импровизациях не зависимо от используемых аккордов. Как правило, в таком случае особое внимание уделяется именно дорийским опеваниям и характерным интервалам.

Гармонизация трезвучиями дает нам 3 новых аккорда, минор на 2 ступени, мажорную субдоминанту и уменьшенное трезвучие на 6 (или полууменьшенный септаккорд). Также в качестве тоники очень часто выступает минорный аккорд с секстой.

Как видите самым ярким здесь является аккорд мажорной субдоминанты, появление которого,как правило вводит дорийский лад.

Использование в композиции.

Как уже упоминалось данный лад является очень популярным и может быть использован во множестве ситуаций.

Особенно хорошо звучит он в контексте смешанных образов,в которых сочетается минорная окраска с радостными чувствами.В соответствующем контексте дорийский лад можно использовать для создания этнического,народного звучания, которое характерно для музыки кельтских народов.

Источник

Оцените статью