Лад это определение 2 класс

Лад это определение 2 класс

  • Том 16. Москва, 2010, стр. 571

    Скопировать библиографическую ссылку:

    ЛАД (ста­ро­сла­вян­ское – со­гла­сие, мир, по­ря­док), од­на из важ­ней­ших ка­те­го­рий му­зы­ки. Л. в эс­те­тич. смыс­ле – при­ят­ная для слу­ха и ра­зум­но по­сти­гае­мая со­гла­со­ван­ность зву­ков по вы­со­те; в муз.-тео­ре­тич. смыс­ле – сис­тем­ность вы­сот­ных свя­зей, струк­тур­ное един­ст­во и муз.-ло­гич. со­под­чи­нён­ность зву­ков; ла­да­ми тра­ди­ци­он­но на­зы­ва­ют и во­пло­щаю­щие эту сис­тем­ность кон­крет­ные зву­ко­вые сис­те­мы (в ви­де зву­ко­ря­дов ). Л. и гар­мо­ния – из­на­чаль­но очень близ­кие по­ня­тия: в Древ­ней Гре­ции тер­ми­ном ἁρμονία обо­зна­ча­ли, по­ми­мо про­че­го, «ви­ды ок­тав» (ок­тав­ные зву­ко­ря­ды). Сов­па­дая на ста­дии мо­но­дич. муз. мыш­ле­ния (см. Мо­но­дия ), по­ня­тия «Л.» и «гар­мо­ния» с раз­ви­ти­ем мно­го­го­ло­сия при­об­ре­ли ка­ж­дое свой ком­плекс зна­че­ний. Гар­мо­нию в спе­ци­аль­ном смыс­ле свя­зы­ва­ют с со­зву­чия­ми и их по­сле­до­ва­ния­ми, Л. – с взаи­мо­за­ви­си­мо­стью и смы­сло­вой диф­фе­рен­циа­ци­ей зву­ков сис­те­мы (од­но­го­лос­ной или мно­го­го­лос­ной).

    Источник

    Значение слова «лад»

    1. Разг. Согласие, мир, дружба. — Я, ваш старинный сват и кум, Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры; Забудем прошлое, уставим общий лад! И. Крылов, Волк на псарне. [Ванюшин:] Что у нас ладу нет в семье, это я сам чувствую, и тяжело мне. Найденов, Дети Ванюшина.

    2. Способ, образец, манера. Все постройки [хутора] на старинный лад — низкие и длинные. Бунин, В поле.

    3. Муз. Способ построения звукоряда, сочетание звуков и созвучий; строй музыкального произведения. Каждая русская песня, от начала своего до конца, не может покинуть своего, однажды избранного, лада. А. Серов, Русская народная песня.

    4. обычно мн. ч. (лады́, —о́в). Поперечные деления на грифе струнных инструментов. Перебирать лады гитары.

    5. обычно мн. ч. (лады́, —о́в). Клавиши гармоники, баяна, духовых инструментов. [Парень] нес на ремне гармонь и бойко перебирал по ладам. Соколов-Микитов, Пыль. [Мать] вынула блеснувший перламутровыми пуговицами баян. Григорий бережно принял его, погладил лады. Е. Мальцев, От всего сердца.

    Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

    Лад — одно из главных понятий теории музыки.

    Лад — деталь музыкального инструмента.
    ЛАД:

    ЛАД — одно из прежних названий белорусского телевизионного канала «Беларусь 2».

    ЛАД — советский экспериментальный ручной пулемёт под патрон 7,62×25 мм сконструированный под руководством В. Ф. Лютого.

    «ЛАД» — творческое объединение ВГТРК.

    ЛАД, а, о ла́де, в ладу́, мн. ы́, м. 1. только ед. Согласие, мир, порядок (простореч.). На что и клад, когда у мужа с женой лад. Пословица. Забудем прошлое, уставим общий лад. Крлв. 2. Способ, образец, манера. Роман на старый лад. Пшкн. Спою не хуже я и соловьиным ладом. Крлв. Защелкал, засвистал на тысячу ладов. Крлв. На разные лады. 3. Способ построения звукоряда, расположения звуков, тональность, строй музыкального произведения (муз.). Фригийский л. Церковные лады. 4. преимущ. мн. Поперечные деления на грифе струнных музыкальных инструментов (муз.). Знать лады балалайки. || Клавиши гармоники (муз.). Бойко перебирать лады. 5. Физическое сложение, стать животных (охот.). Пегий мерин . ладов хороших. Л. Тлстй. Лады лягавой собаки.

    Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

    2. способ, образец, манера делать что-либо ◆ Поэтому родители, приехавшие с малышами на сказочный спектакль «Невероятные приключения Масленицы» в столичный «Сетуньский городок», оформленный как древнерусская средневековая крепость, могли ожидать чего угодно, тем более что в программе было сказано: это представление «на новый лад с авто-мото-танко-трюками и спецэффектами». автор не указан, «Темные силы против Масленицы», «Народное творчество» г. // «2004» (цитата из НКРЯ) ◆ Перефразируя классика на современный лад, можно уверенно заявить: «Всякая флэш-память лишь тогда чего-нибудь стоит, когда способна себя защитить». Дмитрий Лысак, «Секретная миссия простого брелка», «Stuff» г. // «2003» (цитата из НКРЯ) ◆ Звучали и требования, и критика, ― вспоминая о нашумевшей коллегии МЭРТ, утешал Путин Грефа, ― однако это не должно настраивать на пессимистический лад, а, наоборот, должно настраивать на работу…» Александр Рыклин, «Спор правительствующих субъектов», «Еженедельный журнал» г. // «2003» (цитата из НКРЯ) ◆ Канонический, актёрский, несовременный ― и, на свой лад, очень славный. Алексей Филиппов, «Гришковец и его собака. Театр», «Известия» г. // «2002» (цитата из НКРЯ) ◆ Устами Шатова, который в романе нередко проговаривает затаённые мысли самого писателя, изобличается секрет их бунтарской страсти: «Ненависть тоже тут есть, ― произнёс он, помолчав с минуту, ― они первые были бы страшно несчастливы, если бы Россия как-нибудь вдруг перестроилась, хотя бы даже на их лад, и как-нибудь вдруг стала безмерно богата и счастлива. автор не указан, «Подстрекатели истории», «Культура» г. // «2002» (цитата из НКРЯ)

    3. муз. способ построения звукоряда, сочетание звуков и созвучий; строй музыкального произведения ◆ Народная музыка, особенно одноголосная, основывается на секундовой взаимосвязи звуков, однако определённую роль в ней играет и квинто-квартовая взаимосвязь, формирующая диатоническую основу лада … и образующая побочные ладовые опоры: на V ступени (автентические лады с квинтовым остовом) или на IV ступени (плагальные лады с квартовым остовом). [http://enc-dic.com/enc_sovet/Lad-31247.html Лад], «Большая советская энциклопедия» ◆ Всё это минорный лад в симфониях мировой жизни или, как бы ещё красивее выразиться… Юрий Давыдов, «Синие тюльпаны», 1989 г. (цитата из НКРЯ)

    Читайте так же:  Кронштейн акб лада веста

    4. предположительно, отдельный тон, звук; отдельное созвучие ◆ Но вдруг взял и запел, каркая на один лад как в строю, противно для музыкального слуха, зато дружно и громко. Олег Павлов, «Карагандинские девятины, или Повесть последних дней», «Октябрь» г. // «2001» (цитата из НКРЯ) ◆ Когда / повороты / были резки, ― // на тысячи / ладов и ладков // ревели / сонмы / окружающих мастерских // свистоголосием / сирен и гудков. В. В. Маяковский, «Начало [Летающий пролетарий, 9]», 1925 г. (цитата из НКРЯ)

    5. предположительно, ритм ◆ Эшелон укоротился ещё раз, и значительно укоротился, затарахтел вперёд на восток, и, хоть не ходко и не в лад с пассажирскими поездами тарахтел, дело кончилось тем, что в глухой час ночи Марина растолкала Данилу и в панике зашлась громким шёпотом:… Виктор Астафьев, «Пролетный гусь», 2000 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Аркаша в лад его шагам, сам себя убаюкивая, сонно и слабенько подпевал: «О-о-о-оо, о-о-о-оо-о». Виктор Астафьев, «Пролетный гусь», 2000 г. (цитата из НКРЯ)

    6. муз. часто мн. ч. поперечное деление, выполненное в виде линии либо порожка (как правило, в виде металлической вставки) на грифе струнного музыкального инструмента

    7. расстояние, пространство между поперечными делениями на грифе струнного музыкального инструмента ◆ Нумерация ладов начинается от головки грифа и, следовательно, первым ладом именуется пространство грифа между нижним порожком и первым ладовым порожком. А.Носов, «Гитарная школа»

    8. муз. часто мн. ч. клавиша у некоторых духовых инструментов, гармоники, баяна и т. п ◆ Оборванец на деревяшке перебирает лады старой гармоники. Иннокентий Фёдорович Анненский, «Гармонные вздохи», 1923 г.

    Фразеологизмы и устойчивые сочетания

    Лад I

    1. мужское имя ◆ Моего друга зовут Лад.

    Источник

    Музыкальный лад

    Музыкальный лад – ещё одно понятие из музыкальной теории, с которым мы познакомимся. Лад в музыке – это система отношений устойчивых и неустойчивых звуков и созвучий, которая работает на определённый звуковой эффект.

    Ладов в музыке довольно много, сейчас мы рассмотрим только два самых распространённых (в европейской музыке) – мажор и минор. Эти названия вы уже слышали, слышали и их банальных расшифровки типа мажор – весёлый, жизнеутверждающий и радостный лад, а минор – грустный, элегичный, мягкий.

    Это только примерные характеристики, но, ни в коем случае, не ярлыки – музыка в каждом из музыкальных ладов может выражать любые чувства: например, трагизм в мажоре или какие-то светлые чувства в миноре (видите, всё наоборот).

    Мажор и минор – основные лады в музыке

    Итак, давайте проанализируем мажорный и минорный лад. Понятие лад тесно связано со звукорядами. Звукоряды мажора и минора состоят из семи музыкальных ступеней (то есть нот) плюс последняя, восьмая ступень повторяет первую.

    Разница между мажором и минором заключается как раз в отношениях между ступенями их звукорядов. Эти ступени отстоят одна от другой на расстояние либо целого тона, либо полутона. В мажоре эти отношения будут следующими: тон-тон полутон тон-тон-тон полутон (легко запомнить – 2 тона полутон 3 тона полутон ) , в миноре – тон полутон тон-тон полутон тон-тон ( тон полутон 2 тона полутон 2 тона ). Ещё раз смотрим на картинку и запоминаем:

    Теперь посмотрим и тот, и другой музыкальный лад на конкретном примере. Для наглядности построим мажорный и минорный звукоряды от ноты до.

    Вы видите, что в записи мажора и минора есть существенная разница. Поиграйте эти примеры на инструменты – вы обнаружите разницу и в самом звучании. Позволю себе одно маленькое отступление: если вы не знаете, как считаются тона и полутона, то обратитесь к материалам вот этих статей: «Как называются клавиши фортепиано» и «Знаки альтерации».

    Свойства музыкальных ладов

    Лад в музыке существует не просто так, он выполняет определённые функции, и одна из таких функций – регулирование отношений устойчивых и неустойчивых ступеней. Для мажора и минора устойчивые ступени – это первая, третья и пятая (I, III и V) , неустойчивые – вторая, четвёртая, шестая и седьмая (II, IV, VI и VII) . Устойчивыми ступенями начинается и заканчивается мелодия, если она написана в мажорном или минорном ладу. Неустойчивые звуки всегда стремятся к устойчивым звукам.

    Особое значение имеет первая ступень – это основная ступень музыкального лада, она имеет название тоника. Устойчивые ступени вместе образуют тоническое трезвучие, это трезвучие – идентификатор музыкального лада.

    Другие музыкальные лады

    Мажорный и минорный лад в музыке – это не единственные варианты звукорядов. Кроме них существует ещё и много других ладов, свойственных тем или иным музыкальным культурам или искусственно созданных композиторами. Например, пентатоника – пятиступенный лад, в котором роль тоники может играть любая из его ступеней. Пентатоника чрезвычайно широко распространена в Китае и Японии.

    Подведём итоги. Мы дали определение понятию музыкальный лад, узнали строение звукорядов мажорных и минорных ладов, разделили ступени звукорядов на устойчивые и неустойчивые.

    Читайте так же:  Растаможка лада веста в узбекистане 2019

    Вы запомнили, что тоника – это основная ступень музыкального лада, основной устойчивый звук? Отлично! Хорошо поработали, теперь можно и немного развлечься. Посмотрите вот этот мультяшный прикол.

    Если вам понравился материал – прямо сейчас жмите на кнопочки под этим текстом, чтобы поделиться знаниями с другими! До новых встреч!

    Источник

    Конспект урока по музыке «Два лада», 2-й класс

    Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

    Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

    Выдаем Удостоверение установленного образца:

    магистр психологии, клинический психолог. .

    психолог-консультант, клинический психолог. .

    «IQ и EQ как основа успешного обучения»

    Место работы АНО «СОШ «Премьер»

    Цель урока: дать представление о ладе как одном из важнейших выразительных средств музыки.

    образовательные – дать понятия: лад, мажор, минор, тоника; показать влияние лада на характер мелодии;

    воспитательные – воспитывать у учащихся живой активный интерес к музыке; воспитывать эмоциональный отклик на разнообразный характер музыки

    развивающие — развивать у учащихся ассоциативный ладовый слух; развивать эстетический вкус к произведениям музыкального искусства.

    Содержание урока: понятие о ладе, мажор и минор, устойчивые и неустойчивые ступени, тоника.

    Материалы и оборудование : портрет Г.Свиридова; иллюстрации картин: Н. Нестеров «Два лада»; И.Левитан «Солнечный день. Весна», «Березовая роща», М.Моргунов «Дождливый день», Л.Скобелин «Дождь»; карточки с изображением солнышка и тучи; аудиозапись; нотные сборники.

    Формы работы учащихся: фронтальная, групповая.

    Формирование универсальных учебных действий:

    -познавательные: формирование первичных представлений о ладе; развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству; умение наблюдать и делать самостоятельные простые выводы; отвечать на простые вопросы учителя, самим задавать вопросы; осознанно и произвольно строить устные речевые высказывания.

    регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкциям учителя; удерживать внимание на данном виде деятельности; осуществлять самооценку выполненного действия.

    коммуникативные: участие в коллективном обсуждении; формулировать собственное мнение; воспринимать музыкальное произведение и мнение одноклассников; сохранять дружеские отношения с окружающими.

    личностные: оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности; научиться ладить друг с другом, строить дружеские отношения между людьми для совместной деятельности и счастливой жизни.

    У: — Хорошее это славянское слово ЛАД. Хорошо, когда дело ладится, когда в семье лад, когда платье, костюм ладно сшиты. Много можно привести примеров с этим корнем и все слова окажутся светлые, дружелюбные. Недаром ЛАД во многих славянских языках означает согласие, мир, стройность, порядок. Но какое отношение все эти понятия могут иметь к музыке?

    (Для активизации мыслительной деятельности обучающимся демонстрируется картина М. Нестерова “Два лада”. Дети рассматривают картину, обсуждают, как ладят между собой два лебедя и князь с княгиней. Ребятам предлагается пояснить значение этого слова, которое часто встречается в жизни, подобрать синонимы, а из них наиболее удачное слово. Обучающиеся предлагают варианты: “дружба”, “умение не ссориться, понимать друг друга”, “жить мирно”).

    У:- Музыка – это искусство, в котором звуки располагаются стройно, согласованно, упорядоченно. Если мы будем нажимать клавиши рояля или дергать струны гитары как попало: никакой музыки не получится. Значит ЛАД – это не просто стройность и согласие. Это специальный термин, который означает взаимосвязь звуков между собой. Без лада нет мелодии.

    Музыкальный лад – это своего рода конструктор. Его детали — музыкальные звуки. Из звуков лада можно построить неисчислимо много разных мелодий.

    Одни звуки – устойчивые. На них музыка может остановиться или закончиться. ( Пример: звучит мелодия русской народной песни “Как под горкой”, которая заканчивается устойчивым звуком “до”).

    Другие звуки лада – неустойчивые. Если на них остановиться, то музыка будет звучать незаконченно.

    (Пример: звучит мелодия русской народной песни “Уж как по мосту-мосточку”, последний звук которой не звучит, что создаёт ощущение незавершённости.

    Учитель помогает детям сформулировать понятие “лад” в музыке: “Согласие между устойчивыми и неустойчивыми звуками называют ладом”.

    (Далее учитель сообщает, что в музыке основными являются два лада – мажор и минор).

    У:- Мажор, минор — эти слова вошли в нашу обиходную речь (например: «У Кати сегодня минорное настроение», мы понимаем — грустное). Мажорный — значит бодрый, веселый. Минорный — грустный, печальный.

    1. Учащиеся делятся на три команды. Задание — определить лад музыкальных примеров.

    Каждая команда получает карточки с изображением солнышка (мажор) и дождевой тучки (минор). Звучит пять музыкальных примеров: П.Чайковский «Болезнь куклы», Украинский народный танец «Казачок», П.Чайковский «Марш деревянных солдатиков», П.Чайковский «Неаполитанская песенка», П.Чайковский «Старинная французская песня». Если музыка в мажоре – следует поднять карточку с изображением солнышка, если в миноре – тучки. Обосновать свой выбор, рассказав о характере музыки.

    2. Звучит произведение Г. Свиридова «Весна. Осень».

    Какие времена года «рисует» композитор?

    3. Русская народная песня «Как у наших у ворот».

    Учитель исполняет песню, учащиеся определяют характер и лад песни (веселая, радостная, лад мажорный). Затем разучиваются слова и мотив песни. В заключении учащиеся должны исполнить песню и обыграть ее.

    Итог: ЛАД – важнейшее средство музыкальной выразительности, без лада нет мелодии.

    У: — Какие два лада в музыке вы знаете?

    У: — Какими красками вы нарисовали бы “мажорную” картину, а какими – “минорную”?

    Учитель оценивает работу детей на уроке, благодарит за сотрудничество и выражает надежду на то, что каждый из ребят будет жить в ладу с другими людьми и с самим собой.

    Источник

    Оцените статью