Не в ладах с рисованием

Не в ладах с искусством

Никто из нас не может знать всё, и даже люди творчества могут накосячить, описывая другой вид искусства.

Что такое искусство? У этого понятия есть несколько значений.

Одно из общепринятых определений есть в философии. Искусство — это способ понимания и отображения действительности путем создания особого продукта — произведений, способных вызвать эмоциональный отклик у людей.

Культурология даёт другое определение – форма культуры, связанная со способностью субъекта к эстетическому освоению жизненного мира, его воспроизведению в образно-символическом ключе при опоре на ресурсы творческого воображения.

Академическая классификация видов искусства [ править ]

  • Пространственные:
    • Изобразительное искусство.
    • Архитектура
    • Декоративно-прикладное искусство.
    • Дизайн.
  • Временные:
    • Музыка.
    • Литература.
  • Пространственно-временные:
    • Кино.
    • Театр.
    • Цирк.
    • Танец.

Как видно, здесь нет комиксов, настольных и видеоигр, а значит сама эта классификация попадает под троп

Из этого вытекают тропы: Не в ладах с рисованием, не в ладах с архитектурой, не в ладах с дизайном, не в ладах с классикой, не в ладах с кинопроизводством и Дорого-богато, а также поциэнты амплуа МТА и МТХ. Внимание, не существует тропа не в ладах с литературой, поскольку принципы построения истории одинаковые, а они содержатся в литературе. Можно не дружить с логикой.

Источник

Не в ладах с дресскодом

Вкратце
Одежда или доспехи в произведении не соответствуют историческому периоду или сословному положению героя
Прошу помощь зала
Автор статьи начал её писать, но не уверен, что сможет доработать до соответствия стандартам. Поэтому он просит других участников помочь в написании статьи.

Как известно, «встречают по одежке», а в былые времена эта поговорка работала на все 100 % ввиду сословной морали. По богатству и, в некоторых случаях, цвету одежды, можно было практически безошибочно определить положение и даже род занятий ее носителя. Однако в современных медиа данный факт часто игнорируется ради создания визуального образа или из-за недостатка бюджета. Особенно выделяются авторы, пихающие анахронизмы, врагов в рогатых шлемах и прочие бронелифчики в произведение, на полном серьёзе продвигаемое как историческое.

Что не подпадает под троп: произведения жанра фэнтези, ибо в иных мирах дресс-код вполне может отличаться от земного, даже если речь идёт о СФК. Аналогично — фантастические произведения, действие которых разворачивается в будущем и/или альтернативном прошлом. Так как история костюма отражает все перемены в обществе, мода в таких сеттингах может меняться самым причудливым образом. И это непременно наложит отпечаток на дресс-код.

Содержание

Где встречается [ править ]

Наиболее типичные ошибки [ править ]

  • Отсутствие головных уборов у героев до начала Второй мировой. До войны головной убор — обязательный предмет и для мужчин и для женщин, и выйти на улицу без шляпы (или хотя бы кепки) — как в наше время гулять без штанов.
    • Тогда почему, например, в фильмах Чаплина именно про свое время даже вполне состоятельные люди бывают с непокрытой головой? Например, оратор в самом начале «Огней большого города»: даже не кто-либо в толпе, а человек прямо у всех на виду. Есть и пример женщины оттуда же: девушка с цветами, причем и в самом конце фильма, т. е. она уже зрячая и работает во вполне респектабельном магазине, и на голове у нее ничего нет.
    • Это Америка. Вполне могли позволить себе отступление от общеевропейской моды. Куда сложнее с более ранними эпохами в отношении женщин. Мусульманки, иудейки, часть язычниц (Европа, Индия) и христианки (порядочные женщины) не только простоволосыми не показывались на улице, но и в помещении при посторонних (не родственниках). Автор правки убедительно просит помочь ему узнать относительно Дальнего Востока. Вроде бы в Китае или Японии с Кореей это было всего лишь нежелательным, но не неприличным?
      • В Японии и Китае это было вполне нормально. Голову могли покрывать в утилитарных целях — для защиты от пыли и солнца — но это делали и мужчины тоже.
    • Да что там, погуглите рисунки или фотографии Пушкина (Пушкин не дожил 3 года до изобретения фото), Диккенса, Менделеева, Эдисона, Ковалевской, сделанные при их жизни: запросто могут быть безо всяких там головных уборов.
      • Вероятно, была просто такая мода — носить что-либо на голове. Как, например, в наши дни большинство женщин носит джинсы и вообще брюки: лишь сравнительно немногие появляются в обществе в юбках или платьях, но, тем не менее, не вызывают этим ни малейшего осуждения ни со стороны закона, ни со стороны простых людей.
        • Дело не только в моде, но и в практичности подобнойодежды. Так длинные юбки цепляются за всё подряд, узкие — мешают широкому шагу, а короткие — задираются. Иными словами любая мода, ставшая всеобщей, несёт не только декоративную, но и практическую пользу (сюда же жесткие религиозные/социальные предписания), поскольку от неудобных вещей стремятся избавляться как можно скорее или упрощать, делая более удобными. Плюс, стоит учитывать технический уровень: штаны или шляпы не могут быть в моде раньше, чем придумали, как их делать при адекватных трудозатратах.
      • Они на этих портретах в помещении. Речь о том, чтобы выходя на улицу надеть шляпу, а войдя в помещение эту шляпу повесить на вешалку, а не ходить в ней в помещении.
        • Есть примеры довоенных фотографий, где люди с непокрытой головой, и вне помещений: семьи Толстого, Чехова и Мизиновой, или семьи Кюри.
      • Да, позируют расположившись стульях судя по всему где-то у себя в саду.
    • Смотря где. Если очень неформальная обстановка, вроде пляжа или пикника на природе, то могут и с непокрытой головой находиться. Или когда чрезмерно жарко. Так же ни о чём не говорит, когда персонаж на фото стоит в раскрытой двери своего дома или даче, или это приказчик из магазина, выглянувший на улицу всего на несколько минут (так на крыльце и стоит, с кем-нибудь разговаривая).
  • Путаница между камзолом и кафтаном/сюртуком. Камзол (даже если у него были рукава) — одежда среднего слоя, предназначенная для ношения под кафтаном; в одном камзоле было прилично сидеть только в неформальной обстановке. В конце 17 — начале 18 века камзол окончательно теряет рукава, а потом и вытесняется более коротким жилетом. Называть верхнюю одежду того времени камзолом нельзя.
  • Отсутствие сюртука/пиджака или хотя бы камзола/жилета поверх сорочки у мужчин XVIII—XIX веков. Исключений немного — персонаж в одной сорочке либо участвует в дуэли на холодном оружии, либо является рабочим или разбойником с большой дороги. На худой конец каким-нибудь голодранцем.
  • Демонстрация подтяжек до 1930-ых. Их считали за разновидность белья, вроде подвязок для чулок, поэтому с подтяжками поверх рубашки было допустимо копаться в саду или возиться в гараже, но никак не выходить в люди. Поверх подтяжек носили жилеты.
  • В сеттинге Дикого Запада:
    • Старые вестерны (черно-белой эпохи и первые цветные) изображали ковбоев/ганфайтеров/бандитов/шерифов одетыми в куртки, брюки и чуть ли не шляпы с бахромой, нередко в полуштанах-чапах, сапожищах с бряцающими шпорами и тому подобном реквизите цирковых трупп вроде шоу Баффало Билла. В реальности подавляющее большинство ганфайтеров одевалось в шерстяные костюмы с жилетами и плащи-пыльники, и даже на головах обычно носили не стетсоны, а обычные котелки.
    • Ношение рубашки на голое тело, особенно без сюртука или жилета поверх нее. По тогдашним понятиям, между кожей и видимым окружающим платьем должен был быть еще один слой (это еще и весьма гигиенично в условиях пыльной степи). Поэтому под ковбойкой вместо белья обычно носили так называемый union suit (нательное трико на пуговицах) [1] .
  • Сапоги (и тем более ботфорты) в 17-18 веках носили кавалеристы, охотники и прочие наездники. Все остальные (включая солдат и матросов!) ходили в башмаках или туфлях с чулками, поверх которых могли надеваться гамаши.
  • Короткое платье/юбка (чуть ниже колен) в XVI—XIX веках. Это либо кампенфрау в компании наемников, либо какая-нибудь воинственная особа вроде Энни Оукли, работавшей у Баффало Билла стрелком.
  • Голые ноги у западных женщин в 1920-40-х гг. В наше время — красиво и соблазнительно, в то время — пошло и вульгарно. Все приличные женщины носили чулки!
    • Капитан Очевидность напоминает, что «красиво и соблазнительно» и «пошло и вульгарно» — 2 стороны 1 медали.
    • Но в СССР того периода многие девушки в тёплое время не носили чулок, а надевали носки с туфлями. На фотографиях тех времён, которых сохранилось полным-полно, это хорошо видно.
  • Пиджачный костюм на приеме блэк-тай. Где по дресс-коду положен фрак или смокинг.
    • Кстати, смокинг вплоть до Первой мировой — неформальная одежда, в которой можно было сидеть в курительной комнате. К обеду или ужину — только фрак!
    • Это потому, что изначальный смокинг и выглядел довольно неформально, из той же категории, что твидовый пиджак. Была даже разновидность домашнего смокинга, мягкого, уютного и похожего на укороченный халат. Свой солидный вид смокинг приобрел как раз ради универсальности.
Читайте так же:  Диск 17 дюймов для лада веста св кросс

Литература [ править ]

  • Лев Толстой, «Война и мир» — военная форма, описанная в романе, представляет собой какой-то маскарад, ни в коей мере не отражая исторической действительности. Например, описывая сражение под Островно, Толстой пишет: «Между оранжевыми уланами на рыжих лошадях и позади их, большой кучей, видны были синие французские драгуны на серых лошадях». Представляется живописное зрелище! Однако ни у русских улан, ни у каких-либо других не было не только оранжевых мундиров, но даже деталей одежды такого цвета! Равно как и французские драгуны никогда не носили синие мундиры. Впрочем, в бою при Островно вообще не принимал участие ни один русский уланский полк, как и Павлоградский гусарский, в котором служил Николай Ростов. А откуда взялись, например, «чёрные русские полки», если мундиры русских солдат были зелёными? И откуда появились пуговицы на воротнике мундира Курагина, которые в порыве гнева рвал Пьер Безухов? У кавалергардов на воротниках пуговиц не было. Кроме того, в 1805 году у Толстого военные носят эполеты, которые появились только в 1807 году. Зато М. А. Милорадович у него будто сошёл со страниц мушкетёрского романа: носит камзол, широкополую шляпу и усы. Реальный Милорадович всегда был гладко выбрит (достаточно взглянуть на его многочисленные портреты), носил виц-мундир и треуголку. В камзоле у Толстого ходит и Наполеон. Однако камзолы носили в XVII-XVIII веках, а не в XIX.

Кино [ править ]

  • Клюква как жанр. Мало того, что у нас тут всегда зима, так герои ещё и не считают нужным правильно одеться. А потому либо рассекают без шапки в мороз, либо шапку-таки надевают, но не считают нужным надеть шарф или хотя бы застегнуться. Ну а выбор самой одежды — это уже отдельный анекдот. Либо вся страна будет ходить в послевоенной рванине вплоть до перестройки, либо среди унылой советской серости будут попадаться совсем не советские вещи, притом у людей, которые по сюжету с фарцовкой не связаны никак. Ну а если речь заходит об армии… впрочем, это уже соседний троп.
  • Хэллоубобщина как явление. В лучшем случае персонажи-иностранцы выглядят жертвами моды, имеющими привычку надевать всё лучшее сразу. В худшем — похожи на городских сумасшедших.
  • «Д’Артаньян и три мушкетера» Юнгвальд-Хилькевича — на очаровательных ножках французских благородных дам XVII века в сцене бала надеты туфли-лодочки, примерно 1960-х — 1970-х годов. А в сцене казни Миледи она обута в босоножки тех же годов двадцатого века.
  • «Грязные танцы» — Детка щеголяет в коротких джинсовых шортах по моде 1980-х, хотя действие фильма происходит в 1960-х. И дело даже не в несоответствии моде, здесь именно непонимание дресс-кода: для 1960-х такие шорты на девочке — слишком откровенно. Примерный аналог для нашего времени: девочка, гуляющая по городу в бикини — теоретически возможно, но все будут обращать внимание и ни одна мать не позволит дочке так ходить.
    • Справедливости ради: в фильме есть пара кадров, в которых случайные прохожие таращатся на Детку во все глаза, как раз так, как в наше время таращились бы на красотку в бикини на городской улице.
  • «Пёрл-Харбор» — те самые голые ноги у женщин 1940-х.
  • «Мемуары гейши» — наряд и причёска гейши достаточно стандартизированы и выбираются в соответствии с её рангом, временем года, мероприятием и так далее. Однако костюмеры явно не стали заморачиваться такими мелочами. Наряды, причёски и украшения героинь почти никогда не соответствуют ситуации: порой выбраны просто «от балды», а порой — по принципу «как создателям фильма показалось красивше». Фильм даже получил «Оскар» за лучшие костюмы, так что киноакадемики тоже не стали вникать в тонкие восточные материи.
  • Фантастические твари и где они обитают — хоть фильм и относится к жанру фэнтези, основное действие разворачивается на обычных улицах Нью-Йорка 1926 года. Ньют, Якоб и Грейвз ходят по этим самым улицам без головных уборов, а Куинни — с голыми ногами. То, что по сюжету на дворе декабрь, только усиливает эффект.
    • Ньют — британский маг, а у них, судя по «Гарри Поттеру», извечная проблема с маггловским дресс-кодом. А вот сотрудники местного Министерства Грейвз и Куинни заслуженно вызывает удивление. Костюм Якоба, типичного наёмного пролетария с консервного завода, как раз правильный — но в банк за кредитом он бы всенепременно надел к своему костюму котелок или хотя бы рабочую кепку!
  • Фильм «Детство Темы» 1989 года — когда отец сдергивает с бедного Темы штаны, чтобы его выпороть, под ними оказываются не употребимые в середине XIX века кальсоны, а аккуратные трусики явно советского пошива.
  • «Маленькие женщины» Греты Гервиг (2019) — по достоверности примерно те же «Мемуары гейши», но в Америке. В крайне стеснённой в средствах семье Марч у всех девочек свой гардероб, ни одна не донашивает за старшими, ни один наряд не выглядит заношенным. Ничего криминального в том, чтобы выйти в люди с распущенными волосами или без капора. Оверсайз на Тимоти Шаламе тоже имеет мало общего с тем, как тогда должен был сидеть костюм на мужчине.
    • Костюмер Жаклин Дюран в интервью сказала, что в фильме, по ее задумке, Джо и Лори иногда менялись элементами одежды вроде жилета. Надо ли говорить о том, что в середине 19 века факт того, что женщина и мужчина делят на двоих гардероб, был немыслимым?
  • «Эвиленко» (итальянские фантазии о Чикатиле) — дааа, конечно, в 1984 году детишки в школе одеты не в форму, а во всё понаряднее…

Телесериалы [ править ]

  • «Игра престолов» — платья аристократок часто надеты прямо на голое тело, особенно в Королевской Гавани. Любого историка костюма подобное возмутит: дорогие платья никогда не носились на голое тело, под них надевали сорочки, чтобы уберечь платья от пота и прочих выделений и тем самым продлить срок их службы.
  • «Великолепный век» и сиквел — наряды совсем не похожи на то, как одевались реальные османские женщины XVI—XVII вв. На европейскую моду тех лет — тоже. Словом, оригинальный стиль, ассоциирующийся скорее с фэнтези.
  • «Ответный удар», 4 сезон — Скотта и Стоунбриджа задерживают московские полицейские (слава б-гу, хоть машинам синие номера и надписи «УВД по ЮВАО» без ошибок нарисовали). Одетые в зимнюю форму (бушлаты с меховым воротником). Летом. В 2014 году.
  • «В лесах и на горах» — притом, что действие сериала происходит в весьма строгой к дресскоду среде волжского крестьянства и купечества первой половины XIX века, приличная незамужняя девушка появляется на людях с непокрытой головой, замужние женщины разгуливают в одежде девушек, а девушки — в одежде замужних женщин. Также в наличии купцы второй гильдии, почему-то одетые по европейкой, а не по русской моде. Ну и просто глупости и анахронизмы типа стереотипных красных рубах навыпуск и вездесущих картузов (которые в изображаемый период были новомодной немецкой штучкой, а не русской народной традицией).
  • Мини-сериал «В поисках капитана Гранта» (1985). Майор Мак-Наббс почему-то одет в военную форму образца 1881 года, это на четверть века позже событий романа. Но самое главное, он одет в цвета другого клана: красный, двойной зелёный, золотой — это Ройал Стюарт! Впрочем, издалека тартан Мак-Наббсов похож: двойной красный, тройной зелёный. Эx, не нужно было давать крупный план на шапочку!
    • Правда, по меркам этого тропа это скорее бонус для гениев.
  • «Застава Жилина» — пилотки на головах пограничников летом 1941 года. Не получилось что-то с фуражками, то ли бракованные привезли, то ли ещё что, выкрутились как могли (кто-то из съёмочной группы давал интервью об этом). Погоны у красноармейцев в 1942 году — это чистой воды ляп, хоть бы последнюю цифирьку года изменили, сюжет-то позволял. После этой сцены некоторое время герой пребывает в отечественных застенках.
  • «Острые козырьки» — внутримировой (по-видимому) пример: Томми Шелби имеет обыкновение носить зажим для галстука в сочетании с жилетом. Вероятно, это из-за цыганско-бандитского происхождения персонажа, так как зажим с жилетом носить не следует точно так же, как брючный ремень вместе с подтяжками — это избыточно.
Читайте так же:  Лада 2107 с передним приводом

Видеоигры [ править ]

  • Dynasty Warriors и её спин-офф. Если в первых частях ещё ничего, то в последных выходит порой адовый трэш. Sengoku Basaraещё хуже.
    • Справедливости ради: все перечисленные циклы видеоигр намеренно создавались как «весёлый около-(псевдо-)исторический, а по сути фэнтезийный трэш», чуть ли не как пародии на серьёзные литературные памятники, современные исторические романы и фильмы, описывающие соответствующие эпохи. Так что тут, похоже, опора на троп.
  • Mount & Blade — доспехи в целом вполне реалистичны, но понадёрганы из разных исторических периодов: от раннесредневековых коротких кольчуг и норманнских шлемов до латных доспехов.
  • Серию «Yakuza» настоящие якудза упрекали в слишком вульгарном стиле главного героя т. к. реальные якудза стараются походить на респектабельных бизнесменов, даже когда общаются «среди своих».
  • Call of Duty Modern Warfare — союзный российский спецназ в зимней форме ГАИ (от спецназа только шлемы), причем летом.
  • Assassin’s Creed III: Liberation — отец главной героини завтракает в цилиндре. Мужчины тогда (да и сейчас) не носили головные уборы помещении, особенно за столом, особенно цилиндры.
  • Корсары — англичане XVII века носят знаменитые красные мундиры. Зато красиво.

Внутримировые примеры [ править ]

Литература [ править ]

  • В. Катаев, «Белеет парус одинокий» — поскольку на дворе 1905 год, дресскод достаточно выраженный, и несоответствия заметно бросаются в глаза.
    • Беглого матроса сразу выдают флотские сапоги, к которым совершенно не идут картузик с пуговкой, типичный для мастеровых, и вышитая рубаха, какие носили батраки.
    • Агент охранного отделения явно выделяется из числа прочих пассажиров парохода — картуз вроде как у помещика, но на плечах пиджак, а не пыльник; под пиджаком рубаха и галстук-шнурок (тесёмки с кисточками или помпонами, будто с малороссийской сорочки-вышиванки, характерная примета представителей националистических кругов), как у чиновника или сельского учителя, но брюки в полосочку (вместо шаровар) и сандалии они не носили.
    • Во второй книге «настоящая флотская фланелька» Пети мгновенно распознаётся как «настоящая флотская», а не подделка. Вот они какие, большевики-то! Бдительные!
    • Пете еще сильно повезло, так как бдительные большевики безошибочно в годы «красного террора» определяли (и казнили!) гимназистов и юнкеров по одной только характерной, «казённой» (и несвойственной обычному городскому мальчишке возраста Петьки) стрижке, удобной для ношения форменной фуражки. Петя явно должен был следовать данной моде — и в «Парусе» его безошибочно определяют как гимназиста солдаты, патрулирующие улицы Одессы. Ранец и шинель тоже дополняют образ.
  • Клим Жуков, Екатерина Антоненко, «Солдат императора» — странно одетому подозрительному попаданцу попытались за это набить морду. Одежда как раз была вполне обычной для того времени, разве что со смешением элементов костюма горожанина и сельского человека (не мешанина ли деталей народной одежды разных областей Германии?). Так его экипировали консультанты. И всё бы ничего, но с этой заурядной внешностью никак не сочетался вызывающе дорогой меч. Именно это и вызвало вопросы и негодование солдат из таверны.
  • Тирсо де Молина, «Дон Хиль Зелёные штаны» — необычный цвет штанов привлекает всеобщее внимание и осуждение. Зелёные штаны у молодого человека? Вот выпендрёжник!
    • Забавная аллюзия: подобный же ненормальный цвет штанов возникает у Незнайки Н.Носова (сеттинг, естественно, вымышленный, но восприятие подобных деталей соответствует времени написания книг). Канареечные штаны Незнайки выглядят необычно, хотя их и не осуждают (а в Солнечном городе они даже вошли в моду).
  • Керстин Гир, «Трилогия драгоценных камней» — члены Общества графа Сен-Жермена очень серьёзно относятся к достоверности нарядов путешественников во времени. А вот сами молодые люди — не очень. Чего вы хотите от подростков?
  • «Волкодав» М. Семёновой — главный герой опознает подбирающегося к охраняемой персоне убийцу: наряжен был в целом как сегван, но вышивка на рубашке причисляла его к одному конкретному племени, а синие кисточки на сапогах — к другому. И это не ловля блох, к подобным «мелочам» относились очень серьёзно.
    • Не так уж серьезно. Волкодав не решается озвучить такое подозрение, понимая, что итогом будет хохот толпы, возмущение кнесинки и совершенно неповинный толмач, второпях купивший хорошие сапоги, да вот незадача, не успевшего переменить кисточки». И вообще, в большом городе никто бы не удивился даже сольвеннским (славянским) штанам с мономатанскими (африканскими) сандалиями.
    • С другой стороны, если бы убийца оделся правильно, даже подозрительный венн перестал бы обращать на него внимание и кнессинка могла погибнуть.
  • Роберт Асприн, Линда Эванс «Разведчики времени»:
« — Если вы пройдете через Британские Врата в этом наряде, то первое, что скорее всего случится — какая-нибудь породистая леди на противоположной стороне улицы либо завизжит, либо грохнется в обморок. Шлюхи обычно не разгуливают по Бэттерси-парку.

— Если вы попытаетесь пройти в этом платье через Британские Врата, то вот что случится далее: после того, как какая-нибудь несчастная шокированная матрона устроит истерику, ее разгневанный спутник-джентльмен позовет констебля. Вы либо окажетесь в суде Олд-Бейли за то, что пытались промышлять не в той части города, либо вас отправят в сумасшедший дом. С уличными бродяжками, спятившими от сифилиса, обращались не слишком любезно.

Источник

Оцените статью