Симметричные лады что это

Симметричные лады что это

Мы подготовили успехи вашего ребёнка в музыкальной школе!

Симметричные лады

Кроме диатонических ладов и их хроматических разновидностей в музыке XX века существуют и лады, и ладообразования, отличные от них. Здесь выделяется группа симметричных ладов, образуемых делением октавы на равные и сходно построенные отрезки. Теория симметричных ладов или ладов «ограниченной транспозиции» была изложена Мессианом в работе «Техинка моего музыкального языка». Несколько иная, более универсальная и полная систематика ладов у Холопова в работе «Модальная гармония». Суть этой системы в следующем: деление октавы на равное количество частей определяет модуль лада — интервал деления октавы. В качестве модуля выступают 4 интервала (измерение интервала производится в полутонах): б.2=2, м.3=3, б.3=4, тиртон=6. Это соответствует 4-м типам ладов:

Структурные варианты этих ладов зависят от деления модуля на всевозможные интервально-числовые комбинации с учетом полутона(1). Эти комбинации характеризуют конструктивные ладовые ячейки. На этой основе возникает 11 ладов.

Каждый симметричный лад м.б. использован мелодически и гармонически и реализован в моноладовой или полиладовой форме, совмещающей одновременно несколько ладов. Мелодические и гармонические возможности ладов связаны с их структурно-интервальной спецификой. Новые выразительные возможности ладов связаны с их структурно-интервальной спецификой. Новые выразительные возможности ув.и ум. ладов коренились в колористическом эффекте терцовых сопоставлений аккордов однородной структуры (мажорных трезвучий, минорных тезвучий, увеличенных трезвучий, звучности доминантсептаккорда, нонаккорда, вводного септаккорда). Римский-Корсаков экспериментирует в этой области. Его гамма 1т. — 1/2 т. — уменьшенный лад.

У Скрябина в сложных ненормативных аккордовых комплексах ладозвуковая основа рассматривается как средство усложнения аккордов (Скрябин Прелюдия op.74 — большетерцовый лад).

В одном и другом случаях поиски ведутся в плане фонической стороны гармонического языка.

Источник

Музыкальная энциклопедия
Симметричные лады

Симметричные лады — лады, звукоряды к-рых основаны на равнодольном делении октавы. Как и др. лады, С. л. строятся на основе определённого центр. элемента (сокращённо — ЦЭ). Однако, в отличие, напр., от мажора или минора, С. л. образуются не на основе мажорного или минорного трезвучия, а на основе созвучия (или центр. отношения), возникающего в результате деления 12 полутонов на 2, 3, 4 или 6 равных частей. Отсюда 4 возможности — 12 : 6, 12 : 4, 12 : 3, 12 : 2 и, соответственно, 4 осн. типа С. л. Они получают наименования по своему ЦЭ (подобно тому, как мажор по своему ЦЭ — мажорному трезвучию): I — целотонный (ЦЭ 12 : 6 = целотонное шестизвучие); II — уменьшенный, или малотерцовый (ЦЭ 12 : 4 = ум. септаккорд); III — увеличенный, или большетерцовый (ЦЭ 12 : 3 = ув. трезвучие); IV — тритоновый (или дважды лад, термин Б. Л. Яворского) (ЦЭ 12 : 2 = тритон). В зависимости от специфич. структуры звукоряда III и IV типы ладов подразделяются на неск. подтипов. Теоретически возможное деление 12 : 12 даёт ещё один тип С. л. (V) — предельный, однако лишённый собств. структурности и поэтому стоящий особняком. Сводная таблица С. л.:

Теоретич. объяснение С. л. получают в русле эстетич. традиции теории пропорций, что ставит их в закономерную связь с др. типами ладовых систем — ладами мажорно-минорной системы и ср.-век. ладами. Общее для всех объяснение состоит в том, что каждый тип лада в зависимости от своего ЦЭ соответствует одной из известных с древности числовых прогрессии — арифметической, гармонической и геометрической. Образуемые ими числовые ряды, дающие ЦЭ каждой из этих систем, приведены в расчёте на коэффициенты чисел. колебаний.

Образцы применения С. л. в муз. лит-ре (цифры указывают номера С. л. в нотном примере):

1. М. И. Глинка. «Руслан и Людмила», гамма Черномора.

2. Н. А. Римский-Корсаков. «Садко», 2-я картина.

3. Н. А. Римский-Корсаков. «Золотой петушок», крик петушка (цифра 76, такты 5-10).

4. Н. A.Rимский-Корсаков. «Снегурочка», тема Лешего (цифры 56-58).

5. А. Н. Черепнин. Этюд для фп. ор. 56 No 4.

6. И. P. Стравинский. «Жар-птица» (цифры 22-29).

7. И. Ф. Стравинский. «Петрушка», тема Петрушки (см. в ст. Полиаккорд).

8. С. В. Протопопов. «Ворона и рак» для голоса с фп.

9. О. Мессиан. «20 взглядов. «, No 5 (см. в ст. Полимодальность).

10. А. К. Лядои. «Из Апокалипсиса» (цифра 7).

11. О. Мессиан. L’Ascension для органа, 4-я часть.

12. А. Веберн. Вариации для фп. ор. 27, 4-я часть (см. в ст. Додекафония).

С. л. — один из видов модальности (ладовости) наряду с пентатоникой, диатоникой, разл. рода усложнёнными ладами. С. л. ответвились от общеевроп. системы мажора и минора (предформы С. л. — транспонирующие секвенции, равнотерцовые циклы тональностей, фигурация и энгармонизм равноинтервальных созвучий). Первые образцы С. л. носят случайный характер (наиболее ранний, до 1722, в сарабанде 3-й англ. сюиты И. С. Баха, такты 17-19: des2 (ces2)-bl-as1-g1-f1-e1-d1-cis1. Использование С. л. как спец. выразит. средства началось в 19 в. (ув. лад и целотонная гамма в басу Sanctus мессы Es-dur Шуберта, 1828; ув. лад и целотонная гамма в басу в опере «Бог и Баядера» Обера, 1830, в 1835 пост. в Петербурге под назв. «Влюблённая баядерка»; также у Шопена). Для разработки С. л. много сделали рус. композиторы (развитие нац. рус. самобытности выразилось также в стремлении избегать общеевропейских — «немецких» — нормативов муз. языка, и смыкалось с интересом к тому, что этому языку чуждо). Для воплощения гл. обр. нар.-сказочной и иной фантастики С. л. применяли А. Н. Верстовский, М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, А. К. Лядов, В. И. Ребиков, А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский, А. Н. Черепнин, а также сов. комп. С. С. Прокофьев, Н. Я. Мясковский, Д. Д. Шостакович, С. В. Протопопов, М. И. Вериковский, С. Е. Фейнберг, А. Н. Александров и др. Из заруб. композиторов к С. л. обращались Ф. Лист, Р. Вагнер, К. Дебюсси, Б. Барток; особенно широко и детально С. л. разработал О. Мессиан. В муз. теории С. л. были описаны первоначально как особые чужеродные лады (напр., у Г. Капеллена, 1908, как «крайняя экзотика» на сочинённых автором образцах демонстрировалась «китайская целотонная музыка»). В рус. теоретич. музыкознании первое описание С. л. (под назв. «круговые» модулирующие секвенции, «круги» больших и малых терций) принадлежит Римскому-Корсакову (1884-85); первое теоретич. объяснение С. л. было предложено Б. Л. Яворским в нач. 20 в. Из заруб. теоретиков теорию С. л. разрабатывали прежде всего Мессиан («Лады ограниченной транспозиции», 1944) и Э. Лендваи («Система осей», на примере музыки Бартока, 1957).

Читайте так же:  Что стоит за двигателем лады калины

Источник

Симметричные лады

Литература : Римский-Корсаков Н. A., Практический учебник гармонии, СПБ, 1886, то же, Полн. собр. соч., т. IV, М., 1960; Яворский Б. Л., Строение музыкальной речи, ч. 1-3, (М., 1908); Кастальский А. Д., Особенности народно-русской музыкальной системы, М. — Пг., 1923, 1961; А. М., А. Черепнин (нотография), «Современная музыка», 1925, No 11; Протопопов С. В., Элементы строения музыкальной речи, ч. 1-2, М., 1930; Тютьманов И. A., Некоторые особенности ладо-гармонического стиля H. A. Римского-Корсакова, в кн.: Научно-методические записки Саратовской гос. консерватории, вып. 1-4, Саратов, 1957-61; Будрин Б., Некоторые вопросы гармонического языка Римского-Корсакова в операх первой половины 90-х годов, «Труды кафедры теории музыки Московской консерватории», вып. 1, 1960; Способин И. В., Лекции по курсу гармонии, М., 1969; Xолопов Ю. Н., Симметричные лады в теоретических системах Яворского и Мессиана, в кн.: Музыка и современность, вып. 7, М., 1971; Мазель Л. A., Проблемы классической гармонии, М., 1972; Цуккерман В. А., Некоторые вопросы гармонии, в его кн.: Музыкально-теоретические очерки и этюды, вып. 2, М., 1975; Cape11en G., Ein neuer exotischer Musikstil, Stuttg., 1906; его же, Fortschrittliche Harmonie- und Melodielehre, Lpz., 1908; Вusoni F., Entwurf einer neuen Дsthetik der Tonkunst, Triest, 1907 (рус. пер.: Бузони Ф., Эскиз новой эстетики музыкального искусства, СПБ, 1912); Schцnberg A., Harmonielehre.W., 1911; Sеtассiо1i G., Note ed appunti al Trattato d’armonia di С. de Sanctis. Mil. — N. Y., (1923); Weig1 В., Harmonielehre, Bd 1-2, Mainz, 1925; Hбba A., Neue Harmonielehre. Lpz., 1927; Messiaen O., Technique de mon langage musical, v. 1-2, P., (1944); Lendvai E., Einfьhrung in die Formenund Harmoniewelt Bartoks, в кн.: Bйla Bartуk. Weg und Werk, Bdpst, 1957; Reich W., Alexander Tcsherepnin, Bonn, (1961).

Ю. H. Холопов.

Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор . Под ред. Ю. В. Келдыша . 1973—1982 .

Смотреть что такое «Симметричные лады» в других словарях:

Лад — (греч. armonia, лат. modulatio, modus, франц. и англ. mode, итал. modo, нем. Tongeschlecht; слав. лад согласие, мир, стройность, порядок). Содержание I. Определение лада 130 II. Этимология 130 III. Сущность лада 130 IV. Интонационная… … Музыкальная энциклопедия

Лад (музыка) — У этого термина существуют и другие значения, см. Лад. Лад одно из главных понятий русской музыкальной науки, центральное понятие в учении о гармонии. Содержание 1 Определение лада 2 Принципы лада … Википедия

Ладовый ритм — музыкально теоретическая концепция, созданная Б. Л. Яворским. Первоначально (с 1908) называлась строение музыкальной речи , с 1918 теория слухового тяготения ; Л. р. наиболее известное её название (введено в 1912). Основы теории Л. р.… … Музыкальная энциклопедия

Увеличенный лад — тип симметрич. лада, в основе к рого лежит большетерцовый аккорд (увеличенное трезвучие; отсюда название). Структура У. л. представлена 3 осн. видами, в зависимости от 3 гл. форм изложения звукового материала лада (осн. тоны аккордов,… … Музыкальная энциклопедия

Уменьшённый лад — тип симметрич. лада, в основе к рого лежит малотерцовый аккорд (уменьшённый септаккорд; отсюда название). Структура У. л. может быть представлена тремя видами, в зависимости от 3 гл. форм изложения звукового материала лада (ср.… … Музыкальная энциклопедия

Читайте так же:  Машина лада калина распечатать

Целотонная гамма — целотоновый лад, целотонный лад, звукоряд, ступени к рого образуют последовательность целых тонов. Объединяет звуки системы, называемой целотоновым (или целотонным) ладом. Применяется также при фигурации ув. трезвучия, альтерированного D7 … Музыкальная энциклопедия

Тоника — (франц. tonique, note tonique; нtм. Tonika) центр. элемент тональности; главный тон, по к рому получает название вся система (в C dur и c moll звук д о), а также главный аккорд устой, на к ром строится данный лад (в C dur аккорд с е g, в… … Музыкальная энциклопедия

Полимодальность — (от греч. polus многий и лат. modus лад) термин О. Мессиана (1944), обозначающий вид полиладовости, при котором одновременно сочетаются так называемые лады ограниченной транспозиции (см. Симметричные лады). Пример П.: О. Мессиан. Двадцать … Музыкальная энциклопедия

Хроматизм — (греч. xromatismos окраска, от xroma цвет кожи, цвет, краска; xromatikon хроматический, подразумевается genos род) полутоновая система (по А. Веберну, X. это движение полутонами ). К X. относят два рода интервальных систем древнегреч.… … Музыкальная энциклопедия

Мессиан Э. П. Ш. — (Messiaen) Оливье Эжен Проспер Шарль (р. 10 XII 1908, Авиньон) франц. композитор, органист, педагог. Сын поэтессы Сесиль Соваж. В 1930 окончил Парижскую консерваторию, где занимался у П. Дюка (композиция), М. Эммануэля (история музыки), М … Музыкальная энциклопедия

Источник

Симметричные лады что это

Симметричными называются лады, звукоряды которых получены делением 12 полутонов октавы на равные части: 12 : 6, 12 : 4, 12 : 3, 12 : 2.

При делении октавы на 6 равных частей получается целотонный лад , на 4 части — уменьшенный или малотерцовый, на 3 части — увеличенный или большетерцовый на 2 части – тритоновый. Ячейки каждого лада можно заполнить различными способами: чем больше ячейка, тем больше вариантов заполнения. Например, уменьшенный лад можно заполнить тон – полутон (это гамма Римского-Корсакова) или полутон – тон. Тритоновый лад имеет около десятка вариантов заполнения.

Первые образцы симметричных ладов носят случайный характер (например, в сарабанде 3-й англ. сюиты И. С. Баха). Использование симметричных ладов как специфического выразительного средства началось в 19 веке. К ним обращались Вагнер, Дебюсси, Барток. Для воплощения народно — сказочной фантастики симметричные лады применяли М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков, П. И. Чайковский, А. К. Лядов, А. Н. Скрябин, И. Ф. Стравинский.

1. М. И. Глинка. «Руслан и Людмила», гамма Черномора.

2. Н. А. Римский-Корсаков. «Садко», 2-я картина.

3. Н. А. Римский-Корсаков. «Золотой петушок», крик петушка (цифра 76, такты 5-10).

4. Н. A .Римский-Корсаков. «Снегурочка», тема Лешего (цифры 56-58).

5. А. Н. Черепнин. Этюд для ф-п. ор. 56 No 4.

6. И. P . Стравинский. «Жар-птица» (цифры 22-29).

7. И. Ф. Стравинский. «Петрушка», тема Петрушки

Додекафония

Додекафония (древнегр. dodecaphonia – двенадцатизвучие ) — это метод композиции, при котором вся музыкальная ткань выводится из единственного первоисточника – избранной последовательности всех 12 звуков хроматической гаммы. Данная последовательность называется серией. Поскольку постоянное повторение одной и той же серии может привести к скучному однообразию, то она используется в четырех формах:

Эти способы варьирования серии были взяты из полифонической практики XIV — XVI веков. Звуки серии могут появляться не только последовательно, составляя мелодию, но и одновременно, складываясь в созвучие. Серию можно повторять от всех 12-ти звуков хроматической гаммы (это называется транспозицией). Таким образом, серия может иметь 48 звуковых форм. Кроме того, её можно разделить на сегменты (на 2 шестёрки звуков, 3 четвёрки, 4 тройки, на неравные по числу звуков отрезки), их переставлять, каким-либо способом видоизменять. Примеры некоторых серий:

А.Шёнберг. Квинтет для духовых ор.26

А.Веберн. Концерт для девяти инструментов ор.24

А. Берг. Концерт для скрипки с оркестром

Блюзовый лад

Блюзовый лад не является самостоятельным ладом. Он выглядит как минорный лад, но таковым по сути не является. Это мелодический лад, функционирующий на основе тоники, субдоминанты и доминанты натурального мажора. «Противоречие» между мажорными аккордами и минорным звукорядом, является характерной особенностью звучания блюза. Блюзовые ноты — это «заниженные» (меньше, чем на полутон) 3, 5 и 7 ступени мажорного лада. Мелодия как бы соскальзывает с мажорных нот, таким образом музыкально выражая эмоциональное содержание блюза.

Преобладающая форма блюза — 12 тактов, где первые 4 такта играются на тонической гармонии, по 2 такта — на субдоминанте и тонике и по 2 такта — на доминанте и тонике. Это чередование также известно как «блюзовая сетка». Метрическая основа в блюзе — 4/4. Нередко используется ритм восьмых триолей с паузой — так называемый шаффл.

Задание

Продолжите запоминать знаки в тональностях, а также параллельные и одноименные тональности

Источник

Оцените статью