- Билет№15 Интервалы в ладу и их разрешение.
- Характерные интервалы. Что такое характерные интервалы
- Интервалы в музыке
- Что такое характерные интервалы
- Мажорные интервалы
- Минорные интервалы
- Построение интервалов в миноре и мажоре
- Разрешение характерных интервалов
- Обращение интервалов
- План построения характерных интервалов
- Характерные интервалы
- Построение характерных интервалов
- Разрешение характерных интервалов
Билет№15 Интервалы в ладу и их разрешение.
На основных ступенях натуральных видов мажорного и минорного ладов встречаются только диатонические интервалы (и обе разновидности тритона), причем все они являются взаимообращающимися. Общее количество интервалов с одинаковой ступеневой величиной всегда соответствует количеству основных ступеней лада (7), так как на каждой из них можно построить любой из диатонических интервалов: приму, секунду, терцию, кварту и т. д.
Интервальный состав параллельных тональностей, взятых в натуральном виде, всегда одинаков, только ступени, на каждых строятся те или иные интервалы, будут разными (см. таблицу).
Каждый интервал в условиях определенного лада и конкретной тональности может быть устойчивым и неустойчивым.
Устойчивыми — будут лишь те консонирующие интервалы, которые образуются только устойчивыми ступенями.
Неустойчивыми — будут все остальные консонирующие интервалы, если они образованы неустойчивыми звуками или хотя бы одним неустойчивым звуком.
Ладовым разрешением называется переход неустойчивых интервалов в устойчивые.
Принцип разрешения неустойчивых интервалов:
а) прежде всего надо определить тональности, в которых встречается данный интервал:
Наим-ие интер-ов | Основ-е виды интер-ов | На каких ступенях встречаются | Кол.интервал.дан-го вида |
в натуральном мажоре | в натуральном миноре | ||
Прима | чистая | на любой ступени | на любой ступени |
Секунда | малая, большая | III, VII I, II, IV, V, VI | II, V I, III, IV, VI, VII |
Терция | малая, большая | II, III, VI, VII I, IV, V | I, II, IV, V III, VI, VII |
Кварта | чистая, увелич. (тритон) | I, II, III, V, VI, VII IV | I, II, III, IV, V, VII VI |
Квинта | уменш. (тритон), чистая | VII I, II, III, IV, V, VI | II I, III, IV, V, VI, VII |
Секста | малая, большая | III, VI, VII I, II, IV, V | I, II, V III, IV, VI, VII |
Септима | малая, большая | II, III, V, VI, VII I, IV | I, II, IV, V, VII III, VI |
Октава | чистая | на любой ступени | на любой ступени |
б) если данный интервал образован двумя неустойчивыми звуками, то при разрешении каждый из них должен плавно пойти по своему тяготению в ближайший устойчивый звук;
в) одновременное движение голосов может быть параллельным или противоположным, однако при этом следует избегать движения параллельными квинтами (ч5) и октавами (ч8);
г) учитывать, что II, IV ступени могут разрешаться в 2-х направлениях;
д) полутоновое тяготение всегда ощущается острее целотонового.
Билет№16 Характерные интервалы гармонического мажора и минора.
Характерными называются увеличенные и уменьшенные интервалы гармонического мажора и гармонического минора, образовавшиеся в результате понижения IV ступени мажорного лада. Их всего четыре:
Характерными их принято называть потому, что они образуются только в гармонических видах мажора и минора.
Мажор гармонический | обозначение | Минор гармонический |
VI — | ув.2 | VI |
VII | ум.7 | VII + |
III | ум.4 | VII + |
VI — | ув.5 | III |
Разрешаются: ув.2 — ч4 ув.5 — б6
В мажоре во всех уменьшенных интервалах пониженная VI ступень является вершиной, а во всех увеличенных — основанием.
В миноре — в увеличенных интервалах повышенная VII ступень является вершиной, а в уменьшенных — основанием.
Билет№17 Тритоны в натуральном и гармоническом мажоре и миноре.
Тритоны — интервалы, содержащие три тона.
К ним относятся ув.4, и ум.5.
Тритоны являются диссонирующими интервалами, строятся на неустойчивых ступенях лада и требуют разрешения.
Мажор | Обозначение | Минор | ||
Гармонич. | Натураль. | Натураль. | Гармонич. | |
II | VII | ум.5 | II | VII + |
VI – | IV | ув.4 | VI | IV |
При разрешении звуки ув.4 «расходятся», а при разрешении ум.5 «сужаются».
Разрешаются обычно тритоны в терцию или сексту.
Источник
Характерные интервалы. Что такое характерные интервалы
По сложности многие сравнивают теорию музыки с математикой, и какая-то доля правды в этом есть, ведь именно математика стала прародителем современной теории музыки. Даже на элементарном уровне музыкальной школы некоторые темы вызывают у учащихся множество вопросов, и одной из самых сложных для понимания тем являются характерные интервалы.
Интервалы в музыке
В музыкальной теории интервалом называют расстояние между двумя звуками, которое, в свою очередь, измеряется тонами и полутонами. Полутоном является самое близкое расстояние между звуками, то есть это соседние клавиши. Один тон равен 2 полутонам.
Любой интервал имеет тоновую и ступеневую величину, которые и определяют само понятие. Величина ступеневая определяет то, сколько ступеней находится между двумя звуками, а тоновая величина, в свою очередь, определяет количество тонов. Например, интервал ми-ля бемоль является уменьшенной квартой хотя по звучанию похож на большую терцию и энгармонически равен ей. Однако ступеней всего 4, а значит, это всё-таки кварта.
Что такое характерные интервалы
Прежде чем перейти к изучению такой сложной темы, следует познакомиться с ладами гармонического мажора и минора, так как эти 2 темы тесно связаны между собой. Итак, характерными называют интервалы, которые образуются только в гармоническом мажоре и миноре, обязательно при участии гармонической ступени. Характерными являются следующие пары:
Эти интервалы интересны и сложны тем, что никогда не встречаются в натуральных ладах, причём следует быть внимательными: не путайте характерные интервалы и тритоны, это 2 абсолютно разные группы. Помните также, какие именно ступени в мажоре и миноре изменяются в гармоническом ладу:
- Гармонический мажор — пониженная 6 ступень.
- Гармонический минор — повышенная 7 ступень.
Мажорные интервалы
Первая пара характерных интервалов является общей и для мажорного, и для минорного лада. В гармоническом ладу увеличенная секунда и её обращение, уменьшённая септима, строятся на следующих ступенях:
На слух их обнаружить немного легче, чем тритоны. Характерные интервалы в мажоре создают довольно специфические созвучия, которые ни с чем не перепутаешь. К примеру, увеличенная секунда, то есть 6 и 7 ступени в гармоническом ладу, при постепенном гаммообразном движении создают некий восточный колорит, благодаря которому интервал легко узнаваем.
Что касается 2 пары, ув.5 и ум.4, её распознать и построить несколько сложнее, так как в мажоре и миноре она строится на разных ступенях. В этом и заключается сложность, которой пугают учащихся характерные интервалы. Сольфеджио требует максимальной концентрации внимания, дабы не упустить такую важную мелочь, как правильная ступень построения. Итак, в мажоре 2 пара интервалов строится на следующих ступенях:
Такая сложная структура построения обусловлена тем, что в мажоре в интервале должна присутствовать 4 ступень.
Минорные интервалы
Итак, сходства между гармоническим мажором и минором закончились, да и обусловлены были они только особенностями построения ув.2. Характерные интервалы гармонического минора строятся на следующих ступенях:
- ув.2 — 6 ступень;
- ум.7 — 7 ступень;
- ув.5 — 3 ступень;
- ум.4 — 7 ступень.
Построение интервалов в миноре и мажоре
Что касается построения интервалов в миноре от какого-либо звука, следует придерживаться следующей простой методики. Рассмотрим пример построения уменьшенной септимы. Сначала отсчитываем от звука 7 ступеней, а затем корректируем результат по количеству тонов: их должно быть 4,5. Теперь надо просчитать, в каких тональностях встречается данный интервал. Для этого следует принять этот звук за 7 ступень тональности, и вы получите мажорную и минорную тональность. К примеру, если ум.7 нужно построить от звука ми, то тональностями будут гармонические фа мажор и фа минор. По такой же методике строятся и остальные характерные интервалы. Сольфеджио располагает и другими способами, однако этот наиболее прост и понятен.
Разрешение характерных интервалов
Так как характерные интервалы являются диссонирующими и неустойчивыми, им обязательно необходимо разрешение в консонирующий и устойчивый интервал. Однако примите во внимание, что диссонанты могут разрешаться в любой консонанс, вне зависимости от того, устойчив ли он. Неустойчивый же интервал должен разрешаться только в устойчивый.
Изучение разрешения характерных интервалов следует на основе лада. Это обусловлено тем, что в музыке разрешение основывается именно на переходе неустойчивых звуков в устойчивые. По этой причине, чтобы разрешить интервал, необходимо знать тональность, в которой он был построен.
Разрешение характерных интервалов в точности совпадает с разрешением неустойчивых звуков. Если оба звука неустойчивы, то они переходят в ближайшие устойчивые, согласно принципу тяготения. Если же один звук в интервале устойчив, он остаётся на месте, а изменяется только неустойчивый звук.
Обращение интервалов
В теории музыки обращением называют перенесение звука на октаву вверх или вниз. Сам интервал и его обращение в сумме должны составлять чистую октаву, в другом случае проверьте построение на ошибки. Обращение имеет целую систему со своими правилами и закономерностями, которые стоит хорошо помнить:
- При обращении чистого интервала получается также чистый.
- Обращение малого интервала даёт в результате большой, и наоборот.
- Уменьшённый интервал при обращении даёт увеличенный, и наоборот.
Теперь ознакомимся с обращениями конкретных интервалов, включая характерные интервалы:
- Прима переходит в октаву.
- Секунда в септиму.
- Терция в сексту.
- Кварта в квинту.
Что касается характерных интервалов, ув.5 и ум.4 являются взаимозаменяемыми, что значительно облегчает построение обращений. Вторая пара характерных разрешается по принципу тяготения. Увеличенная секунда разрешается в сторону расширения и образует чистую кварту (5 ступень лада). Уменьшенная септима разрешается в сторону сужения и образует чистую квинту (1 ступень лада).
План построения характерных интервалов
В заключение статьи рассмотрим несколько способов построения характерных интервалов, так как именно это вызывает затруднения у большинства учащихся. Итак, первый способ состоит из нескольких этапов:
- Сначала следует определить тональность, в которой нужно построить интервал, и для удобства записать ключевые знаки.
- Теперь необходимо определить, какой звук в этой тональности является «характерным».
- Затем нужно исходить из следующей закономерности: все характерные интервалы содержат гармоническую ступень и вертятся вокруг неё. В мажоре эта «волшебная ступень» — шестая, а в миноре седьмая, всегда это помните.
Начальные этапы второго способа построения полностью совпадают с первым, однако после их выполнения следует просто построить характерные интервалы на нужных ступенях. Чтобы не запутаться, зарисуйте себе следующую табличку:
Источник
Характерные интервалы
Характерные интервалы – это хроматические интервалы, которые строятся только в гармоническом мажоре и миноре.
К характерным интервалам относятся:
- уменьшенная септима (ум7)
- увеличенная секунда (ув2)
- уменьшенная кварта (ум4)
- увеличенная квинта (ув5)
Почему интервалы называются «характерными»? Потому что для их построения используются ступени характерные для гармонического мажора и минора. То есть пониженная VI ступень в мажоре и повышенная VII ступень в миноре.
В каждом характерном интервале есть ступень характерная для гармонического вида мажора или минора. Эта ступень находится как сверху, так и снизу.
Построение характерных интервалов
Самый легкий способ- это просто запомнить ступени, на которых строятся интервалы. При этом один из двух звуков нам уже известен (если мажор-VI пониж., если минор – VII повыш.).
Благодаря этой таблице мы с вами можем выявить одну закономерность – в мажоре все увеличенные интервалы строятся на VI пониженной, в миноре все уменьшенные интервалы строятся на VII повышенной.
Зная это, мы можем построить и вторую пару интервалов, т.к. при обращении ув.2 превращается в ум.7, а ув.5 превращается в ум.4, и наоборот.
Например, построение характерных интервалов в ре мажоре:
Разрешение характерных интервалов
Также, как и тритоны (см. Тритоны), характерные интервалы звучат неустойчиво и требуют разрешения. Разрешаются характерные интервалы по принципу тяготения, в ближайший устойчивый звук.
Принцип разрешения такой же, как и у тритонов. Увеличенные интервалы – увеличиваются (двустороннее «расширение»), уменьшенные – уменьшаются (двустороннее «сужение»)) .
Мы с вами видим построение характерных интервалов в соль миноре:
- Увеличенная секунда (ув.2) разрешается в чистую кварту (ч.4)
- Уменьшенная септима (ум.7) разрешается в чистую квинту (ч.5)
- Увеличенная квинта (ув.5) разрешается в большую сексту (б.6)
- Уменьшенная кварта (ум.4) разрешается в малую терцию (м.3)
Стоит отметить, что в ув.5 и в ум.4 разрешается только один звук, это «характерная» ступень (в данном случае- это фа-диез). Второй звук разрешения не требует, т.к. это III ступень, которая звучит устойчиво.
Источник