Вступление колыбельная клары темп лад характер образ

Конспект открытого урока по музыке в 7 классе «В музыкальном театре. «Порги и Бесс»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

Выдаем Удостоверение установленного образца:

магистр психологии, клинический психолог. .

психолог-консультант, клинический психолог. .

«IQ и EQ как основа успешного обучения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Даньковская основная школа

Цель урока: расширить представление обучающихся об оперном искусстве, познакомить с творчеством Джорджа Гершвина,

сформировать систему новых понятий, таких как: «симфоджаз», познакомить с первой национальной американской оперой «Порги и Бесс»

Задачи: расширить представления учащихся об оперном искусстве зарубежных композиторов; познакомить с жизнью и творчеством Дж. Гершвином – создателем американской национальной классики ХХ века;

формировать умение проводить интонационно-образный анализ музыки классической и современной; воспитывать осмысленное восприятие музыкального искусства, их традиции и современность

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Музыкальный материал: видеофрагменты из оперы «Порги и Бесс»: «Колыбельная Клары», «Молитва», фрагменты произведений Дж. Гершвина: «Рапсодия в стиле блюз», аудиозапись регтайм «Артист эстрады».

Демонстрационный материал: презентация «Джордж Гершвин. Опера «Порги и Бесс»

УМК : Сергеева Г.П., Критская Е.Д. Музыка.: 7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений..- М.: Просвещение, 2013.

1. Организационный момент. Приветствие в джазовом стиле, звучит регтайм «Артист эстрады».

2. Актуализация знаний. Самостоятельная работа. Задание «Закончи предложение»:

4) В начале урока прозвучало музыкальное произведение в стиле………….

5) Основоположник джазовой музыки ………………………………………..

В прошлом учебном году мы с вами узнали о начале формирования в Америке, в XX веке нового стиля на основе слияния музыки африканского и европейского народов — джазе. Джаз основу которого составили протяжная песня блюз, духовная песня спиричуэл, ритмическая фигура синкопа.

3. Просмотр презентации «Джордж Гершвин. Опера «Порги и Бесс».

Джордж Гершвин — гений XX века
Дж.Гершвин (1898 — 1937) — создатель американской национальной классики XX века. Он является основоположником американской музыки.
Родился будущий композитор 26 сентября 1898 года в семье еврейского эмигранта из Одессы. Настоящее его имя – Янкель Гершовиц. Детство провел в районе Ист-Сайд, Нью-Йорк. Родители даже не подозревали, каким музыкальным талантом обладал Джордж, пока не купили пианино для его старшего брата. Взяв пару уроков музыки у разных педагогов, Гершвин решил посвятить свою юность е многочасовым импровизациям за музыкальным инструментом.

Цель: расширить представление обучающихся об оперном искусстве.
Задачи: познакомить с творчеством Джорджа Гершвина,
сформировать систему новых понятий, таких как: «симфоджаз», познакомить с первой национальной американской оперой «Порги и Бесс»

Джордж Гершвин — гений XX века
Дж.Гершвин (1898 — 1937) — создатель американской национальной классики XX века. Он является основоположником американской музыки.
Родился будущий композитор 26 сентября 1898 года в семье еврейского эмигранта из Одессы. Настоящее его имя – Янкель Гершовиц. Детство провел в районе Ист-Сайд, Нью-Йорк. Родители даже не подозревали, каким музыкальным талантом обладал Джордж, пока не купили пианино для его старшего брата. Взяв пару уроков музыки у разных педагогов, Гершвин решил посвятить свою юность е многочасовым импровизациям за музыкальным инструментом.

Дж.Гершвин первым в основу музыки положил негритянскую народную музыку джазового характера, сочетав ее с приемами европейской симфонической музыки, создав новый музыкальный стиль – симфоджаз.

Симфоджаз — музыкальный стиль 20-го века, название которого образовано от слов «симфонический» и «джаз». В этом стиле объединились легкая музыка для симфонического оркестра и популярный джаз.

Джаз – это направление в музыке, которое возникло в начале XX века. В нем тесно переплетаются африканские ритмы, обрядовые песнопения, рабочие и светские песни, американская музыка прошлых столетий.

Другими словами, симфоджаз — это полуимпровизационный жанр, появившийся в результате смешивания западноевропейской и западноафриканской музыки.

Импровизация – основа джаза. Джазмен немыслим без умения импровизировать. Тема служит началом импровизации. Каждый исполнитель, каждый инструмент самостоятельны, свободны, не стеснены написанной партией. Основу джазового оркестра составляют духовые инструменты.
9 Слайд
Почему духовые инструменты стали сольными?
Это последствия Гражданской войны (1861-1865) между Севером и Югом. Огромное количество расформированных духовых оркестров и буквально выброшенные духовые инструменты, которые оказались в руках негров.
Главные инструменты в джазовом оркестре – духовые. Они солируют.

Современный джазовый оркестр состоит таких музыкальных инструментов, как труба, тромбон, кларнет, рояль, контрабас, саксофон, гитара (банджо).

Джорж Гершвин подарил слушателям красоту новой, неизвестной в то время широкой публике музыки «черного» населения Америки — негритянской музыки.
В стиле симфоджаза написаны – Концерт для фортепиано с оркестром (1925г), Рапсодия в стиле блюз (1924г), опера «Порги и Бесс» (1935г).

Опера «Порги и Бесс» — первая американская национальная опера.
Композитор нашел героев своей оперы среди самых бесправных граждан США — негров. Он несколько месяцев провел среди беднейшего негритянского населения, живя с ними одной жизнью, изучая его быт, речь и художественное творчество.
Гершвина привлекала идея противопоставления простых обитателей бедняцкого поселка миру людей, развращенных страстью к наживе.

Главным принципом сценической драматургии оперы является контраст.
Два центральных образа олицетворяют собой две стороны драматического кнофликта. Это Порги — бедный калека и Спортинг лайф — торговец наркотиками. Они борются за любовь простой женщины — Бесс.

В финале оперы Бесс все-таки уезжает со Спортинг Лайфом в поисках «шикарной» жизни. Однако последняя песня, в которой порги поет о том, что собирается искать Бесс и для этого готов пересечь на своей тележке весь континент, звучит как торжество любви и веры.

Особенности негритянского фольклора, джазовую стилистику Гершвин сумел преломить в традиционные для оперного жанра формы. Они засверкали новыми красками, раскрывая по законам музыкального театра драму жизни простых людей из негритянского поселка.

Слушание и анализ музыкальных отрывков из оперы.

Прослушаем несколько фрагментов из оперы и проведём их интонационно-образный анализ.

Читайте так же:  Колонки для лада икс рей

«Колыбельная Клары» из оперы «Порги и Бесс» признана золотым хитом XX века. К её интерпретациям, вокальным и инструментальным, обращались многие известные музыканты мира.

(Просмотр видеофрагмента вступление к опере «Порги и Бесс» «Колыбельная Клары»)

Источник

Сценарий урока музыки в 8 классе по опере Дж. Гершвина «Порги и Бесс»

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

Выдаем Удостоверение установленного образца:

магистр психологии, клинический психолог. .

психолог-консультант, клинический психолог. .

«IQ и EQ как основа успешного обучения»

Урок музыки на тему «Вечные проблемы жизни в творчестве композиторов. Джордж Гершвин опера «Порги и Бесс»» 8 класс 12 .02 20

Учитель: Здравствуйте ребята! Я хочу сегодня начать урок со следующего музыкального фрагмента: (Звучит отрывок из «Колыбельной Клары»)

Учитель: О какой музыке сегодня пойдет речь?

Учитель: Давайте вспомним, что мы знаем о джазовой музыке.

(Ученики выполняют задание на карточках)

Где и когда возник джаз?_______________________________________________________

Характерные черты джаза: _____________________________________ – основа джаза.

Необычный __________________________________________________________ ритм.

Главные инструменты в джазовом оркестре – ______________________ они солируют.

Инструменты джазовой группы:____________________________________________ ___________________________________________________________________________

Учитель: Проверяем ответы. Как оценим свои ответы? Всего 12 ответов.

Ученики: 9-12 ответов – 5. 6-8 ответов – 4. 4-5 ответов – 3, меньше – 2.

Слайд для проверки 1,2, 3 (Работы оценили, карточки сдали)

Учитель: — Знакомо ли вам прозвучавшее в начале урока произведение?

Ученики: Эта «Колыбельная Клары» из оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс».

Учитель: Верно, э та мелодия признана золотым хитом 20 века. К её интерпретациям, вокальным и инструментальным, обращались многие известные музыканты мира. О чем мы говорили, ранее изучая произведения, например: П.И. Чайковский увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта», С. С. Прокофьев балет «Ромео и Джульетта», А.П. Бородин опера «Князь Игорь» и т.д.?

Ученики: О «вечных проблемах жизни», отраженных в этих произведениях.

Учитель: Тогда, как прозвучит тема сегодняшнего урока?

Ученики: «Вечные проблемы жизни в о пере Дж. Гершвина «Порги и Бесс»

Учитель: Какова же будет цель нашего урока?

Ученики: Узнать какую жизненную проблему раскрывает Гершвин в опере «Порги и Бесс»?

Учитель: Что для этого нужно сделать?

Ученики: Познакомиться с оперой Дж. Гершвина «Порги и Бесс».

Учитель: Откройте учебник на странице 42 и найдите ответ на вопрос: где нашел героев своей оперы Дж. Гершвин?

Ученики: Композитор нашел героев своей оперы среди самых бесправных граждан США — негров. Он несколько месяцев провел среди беднейшего негритянского населения, живя с ними одной жизнью, изучая его быт, речь и художественное творчество.

Учитель: Д авайте вспомним, что традиция показа на оперной сцене простого народа пришла в историю мировой музыкальной культуры с оперой какого-то русского композитора?

Ученики: М. Глинки «Иван Сусанин» («Жизнь за царя»).

Учитель: Опера «Порги и Бесс» — первая американская национальная опера.

Учитель: Найдите в учебнике г лавный принцип сценической драматургии оперы?

Ученики: Г лавным принципом сценической драматургии оперы является контраст. Два центральных образа олицетворяют собой две стороны драматического конфликта. Это Порги — бедный калека и Спортинг Лайф — торговец наркотиками, аморальная личность. Они борются за душу простой женщины — Бесс, в которую влюблены.

Учитель: С чего начинается опера? Учебник стр. 43.

Ученики: Опера начинается небольшим оркестровым вступлением.

В 1 действии звучит «Колыбельная Клары».

Учитель: Давайте послушаем вступление и колыбельную Клары и начнем заполнять таблицу:

Песня Порги «Богатство бедняка»

Дуэт Порги и Бесс «Бесси, ты моя жена»

Песенка Спортинга «Это необязательно так»

Вторая песня Спортинг Лайфа «Пароход, отправляющийся в Нью-Йорк»

3 действие: финальная ария Порги и хор «О, Господи, я на твоём пути…»

(Звучит вступление и «Колыбельная Клары», слушаем фрагмент, заполняем, обсуждая, таблицу).

Учитель: Где в опере композитор нас знакомит с главными действующими лицами?

Ученики: Во 2 действии представлены главные герои оперы: Порги, Бесс и Спортинг Лайф.

Учитель: В песне Порги «Богатство бедняка» слышатся блюзовые интонации. Впервые в истории оперы в состав оркестра Гершвин вводит банджо, инструмент, который ассоциируется с исполнением негритянских блюзов.

(Звучит песня Порги «Богатство бедняка», слушаем фрагмент, заполняем, обсуждая, таблицу).

Учитель: В то же время проникновенный дуэт Порги и Бесс «Бесси, ты моя жена» выдержан в классическом оперном стиле. Что раскрывает мелодия отрывка?

(Звучит дуэт Порги и Бесс «Бесси, ты моя жена , слушаем фрагмент, заполняем, обсуждая, таблицу).

Ученики: Мелодия дуэта раскрывает всю глубину переживаний героев.

Учитель: Далее звучит песенка Спортинг Лайфа «Это совсем необязательно так». Каким мы представляем этого героя по музыке этого отрывка?

(Звучит песенка Спортинг Лайфа «Это совсем необязательно так» , слушаем фрагмент, заполняем, обсуждая, таблицу).

Ученики: Спортинг Лайф представляется не приятным типом, который издевается над религиозными чувствами простых людей.

Учитель: Вы правы, ребята! Послушайте еще вторую песню Спортинг Лайфа «Пароход, отправляющийся в Нью-Йорк», в которой герой любуется собой и подчёркивает своё превосходство над другими.

(Звучит вторая песня Спортинг Лайфа «Пароход, отправляющийся в Нью-Йорк», слушаем, заполняем, обсуждая, таблицу).

Учитель: Найдите в учебнике, что происходит в финале оперы?

Ученики: В финале оперы Бесс, все-таки, уезжает со Спортинг Лайфом в поисках «шикарной» жизни.

Учитель: Однако последняя песня, в которой Порги поет о том, что собирается искать Бесс и для этого готов пересечь на своей тележке весь континент, звучит как торжество любви и веры. Давайте ее послушаем.

(Звучит финальная ария Порги и хор «О, Господи, я на своём пути. » слушаем, обсуждаем, заполняем таблицу).

Учитель: Опера Гершвина «Порги и Бесс» стала национальным достоянием Америки

и вошла в сокровищницу мировой музыкальной культуры. А какую «вечную проблему жизни» раскрывает композитор в этой опере?

Ученики: Бедность и богатство. Любовь и деньги. Любовь и богатство.

Учитель: Как вы думаете, кто победит: любовь или деньги?

Учитель: Вот такой серьезный разговор состоялся у нас с вами сегодня. А какая музыка нам помогала сегодня?

Учитель: Какая песня пойдет для завершения урока?

Ученики: Джазовая. «Старый рояль».

(Исполняем песню сл. Д.Иванова, М.Минкова «Старый рояль»)

Учитель: До свидания, ребята! Домашнее задание: сочинить 3 синквейна к главным действующим лицам оперы Гешвина «Порги и Бесс».

Источник

Презентация по музыке на тему»Первая американская опера. «Порги и Бесс» Д.Гершвина.

Новые аудиокурсы повышения квалификации для педагогов

Слушайте учебный материал в удобное для Вас время в любом месте

Выдаем Удостоверение установленного образца:

Читайте так же:  Регулировка фар лада гранта 2190

магистр психологии, клинический психолог. .

психолог-консультант, клинический психолог. .

«IQ и EQ как основа успешного обучения»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Первая американская опера «Порги и Бесс» Дж. Гершвин

Спустя почти сто лет после написания М.И. Глинкой первой русской оперы «Иван Сусанин», Джордж Гершвин написал первую национальную американскую оперу «Порги и Бесс»

Композитор сделал героями своей оперы жителей маленького афроамериканского поселка. Он несколько месяцев провел среди беднейшего населения, живя сними одной жизнью, изучая их быт, нравы, художественное творчество.

По замыслу композитора все роли в этой опере должны были играть темнокожие исполнители, а не загримированные белые артисты.

Опера написана по пьесе Дюбоса и Дороти Хейуард «Порги». Гершвина в этой пьесе привлекала идея противопоставления простых обитателей бедняцкого поселка миру богатых людей.

Главным принципом сценической драматургии является контраст. Два центральных образа олицетворяет собой две стороны драматического конфликта. Это Порги — бедный калека, Спортинг Лайф – торговец наркотиками, аморальная личность.

Они борются за любовь простой женщины – Бесс, в которую оба влюблены.

В финале оперы она все-таки уезжает со Спортинг Лайфом, в поисках «шикарной» жизни. Порги в финале оперы поет песню о том, что он собирается пересечь континент в поисках своей любви.

Большую роль в опере играет хор, который эмоционально сопереживает событиям – страдает, радуется, плачет и тоскует. Хоры звучат в важные моменты оперы – на пикнике, в картине бури, в финале. Хоровые реплики вплетаются в сольные номера – в колыбельную Клары, в куплеты Спортинг Лайфа.

Опера начинается коротким, ярким оркестровым вступлением, полный синкопирующих, острых ритмов. Вслед за ним звучит фрагмент, исполняемый на фортепиано, напоминающий блюз. Хор подхватывает основной мотив вступления и из него словно вырастает Колыбельная Клары (Summertime» – летнее время).

Вопросы для слушания Послушайте вступление к опере и колыбельную Клары. Сравните их музыку. Почему композитор поле оркестрового вступления вводит фортепианный фрагмент? Почему в начале оперы звучит колыбельная? Какие особенности колыбельной можно выделить в этом фрагменте?

Сравните два варианта исполнения «Колыбельной». Чем концертное исполнение отличается от исполнения в оперном спектакле?

Развитие традиций оперного спектакля. Дж.Гершвин остался верным оперным традициям значительно обогатив и изменив их. Гершвин «подслушав» выкрики уличных торговцев (типичные для негритянского квартала восклицания), многоголосицу толпы мастерски воплотил их характерных ритмоинтонациях.

Образы героев в каждом действии раскрываются с разных сторон. Гершвин не делит персонаж на положительные и отрицательные. Их характеры как часто бывает в жизни складываются из разных черт., раскрываются в различных по стилистике вокальных номерах.

Во втором действии развиваются образы Порни, Бесс и Спортинг Лайфа. В песни Порги «Богатство бедняка» слышны типично блюзовые интонации. В состав оркестра Гершвин впервые ввел банджо – инструмент, используемый для аккомпанемента блюза, инструмент белых ковбоев.

В то же время дуэт Порги и Бесс «Ты моя жена выдержан в классических интонациях. Музыка раскрывает всю глубину чувств главных героев.

Яркой сценой является хор «Я не могу сидеть». Оживленный темп и танцевальные ритмы, ансамблевые вставки (голоса Порги, Бесс) рисуют картину народного веселья.

Вопросы для слушания Какие черты характера Порги выражаются в музыке? В чем особенности мелодии, ритма песни Порги? Какими чувствами наполнена музыка дуэта Порги и Бесс? К какой музыке – серьезной или легкой можно отнести дуэт?

Следующей звучит песенка Спортинг Лайфа. Он циник и негодяй, обладающей щегольской внешностью. Его песенка игрива и незамысловата. Он издевается над религиозными чувствами прихожан. «Все о чем вам проповедуют и все о чем говорит Библия – все это необязательно. Все так и есть на самом деле». В музыкальную ткань номера вплетены выкрики толпы.

Вторая песня Спортинг Лайфа «Пароход отправляется в Нью-Йорк» не оставляет равнодушным зрителей. Она насыщена обольстительными интонациями, спокойными ритмами. Герой явно любуется собой, подчеркивая свое превосходство над другими. В этом также заключается контрастная драматургия оперы.

Вопросы для слушания Какой музыкой обрисован соперник Порги? Почему хор подхватывает интонации его насмешливой (богохульной) песенки)? Какими средствами композитор подчеркивает отрицательный характер персонажа? Какую выразительную функцию выполняет хор? В чем особенности интонирования хоровых номеров?

Центральные номера III действия являются две арии Порги и хор. Ария Порги «О, Бесс, где моя Бесс» темпераментна, эмоциональна, полна чувств утраты Бесс. Музыка проникнута чувством любви и нежности к героине.

Финальная ария Порги и хор «Господи, я на твоем пути» почти оптимистичны. Когда Порги с наивной оптимистичностью осведомляется где находится Нью-Йорк и выражает готовность проползти на своей запряженной козой тележке тысячи километров , отделяющих его от Бесс, поражаешься мужеству и оптимизму этого человека.

В мелодике замечательного хора чувствуются ноты духовного гимна, которым собравшиеся провожают Порги.

Вопросы для слушания Послушайте арии Порги из III действия. Какими особенностями музыкального языка композитор подчеркивает свое отношение к композитору? Какие чувства вызывает у вас эта музыка? Сформулируйте основную идею оперы «Порги и Бесс».

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

Курс профессиональной переподготовки

Музыка: теория и методика преподавания в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования

Курс профессиональной переподготовки

Музыка: теория и методика преподавания в сфере дошкольного образования

Номер материала: ДБ-1012234

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Педагоги Петербурга получат единовременную выплату в размере 10 тыс. рублей

Роспотребнадзор запустил «горячую линию» по вопросам питания в школах

Минпросвещения и ЦБ разработали курс финансовой грамотности для школ

В России предложили лицензировать лекторскую деятельность для борьбы с лженаукой

Минобрнауки подключает вузы к «Современной цифровой образовательной среде в РФ»

Всероссийская олимпиада школьников начнется 13 сентября

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Оцените статью